По его словам, наиболее сложной остается ситуация в Тыве, ЕАО, ряде других регионов Зауралья и Дальнего Востока, где заболевание отличается сложной и сочетанной патологией. «В Тыве показатели зашкаливают: если не ошибаюсь, в 2017 г. уровень смертности составил 45 случаев на 100 тыс. жителей», – ответил Юрий Корнеев на вопрос портала Medvestnik.ru. Каждый такой регион проверяют Минздрав и надзорные органы, добавил он.
Официальная статистика за 2017 г. еще не опубликована. В 2016 г. показатель заболеваемости туберкулезом в Тыве составил 174 случая на 100 тысяч населения, что в два раза выше среднего по СФО (84,39) и в 3,5 раза выше, чем в среднем по России (49,72). При этом, например, в Кемеровской области показатель заболеваемости по итогам 2017 г. снизился с 92,1 до 84,7 случая на 100 тыс. жителей, однако остается исключительно высоким - на 86,2% выше общероссийского.
В последние дни региональные правительства и органы Роспотребнадзора сообщили о росте заболеваемости также в отдельных районах в европейской части страны, в том числе Ростовской области и Татарстана.
В ряде благополучных регионов (Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и т.д.) сложные и тяжелые формы заболевания связаны с выходцами из проблемных областей, мигрантами и людьми без определенного места жительства. По словам главврача петербургского противотуберкулезного диспансера № 8 Галины Григорьевой, уровень заболеваемости среди петербуржцев, потерявших прописку (2,5 тыс. человек), и бездомных (14 тыс. человек) вдесятеро выше среднего по городу. Однако выявляемость туберкулеза у этой категории пациентов значительно выше, чем у коренных жителей города, которые не склонны проходить обследования. Ежегодно в связи с заболеванием в Петербурге оформляются документы на высылку из страны нескольких десятков мигрантов из-за рубежа.
«Заболеваемость туберкулезом – это социальный индикатор, – пояснил главный врач городского противотуберкулезного диспансера Санкт-Петербурга Владимир Жемков. – С началом кризиса она обычно начинает подниматься. Но в 2015 г. этого не произошло, ситуация осталась стабильной. Туберкулез можно вылечить без лекарств: если обеспечить нормальное развитие экономики, выровнять социальные условия, если сообщество будет жить лучше, есть сытнее, мыться чаще – он уйдет сам, без лекарств. Но там, где нищета, разруха, войны, туберкулез при любом лекарственном обеспечении все равно будет процветать».

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.