Особенностью фолликулярного рака является невозможность отличить его при дооперационном цитологическом исследовании от доброкачественного процесса. В России в 2015 году на выполнение «лишних» операций, которые были проведены по поводу подозрения на рак, а имели доброкачественное образование, было потрачено около 330 млн рублей; при этом пациенты несли риски осложнений, связанных с хирургическим вмешательством. «Мы решили разработать комплекс маркеров, который можно было бы определить в материале, взятом при тонкоигольной аспирационной биопсии узлов щитовидной железы и который помог бы решить данную проблему. Похожий метод применяется, например, для диагностики рака шейки матки, но для щитовидной железы маркеры пока не выделены», — сообщила аспирант кафедры эндокринологии и диабетологии СибГМУ Ирина Березкина.
Из 80 существующих маркеров ученые выделили восемь, которые, на их взгляд, являются наиболее перспективными в диагностике фолликулярного рака. В исследовании участвуют пациенты, которым показано проведение тонкоигольной аспирационной биопсии и планируется оперативное лечение. По словам Ирины Березкиной, исследование, в котором на основании определения одного из маркеров можно было бы разграничить рак и доброкачественную патологию, уже проведено. Разработана формула, позволяющая с высокой точностью решить эту задачу. «Однако в нашем исследовании пациенты имели папиллярный рак, который встречается чаще, чем фолликулярный, поэтому было решено расширить выборку и для этого обратиться в клиники Обнинска, Красноярска и Новосибирска. В результате мы планируем получить панель из двух-трех наиболее чувствительных и специфичных маркеров для диагностики именно фолликулярного рака щитовидной железы», – рассказала Ирина Березкина.
Исследование продолжается уже три года. В проекте участвуют хирурги, морфологи, эндокринологи. Аналогов разрабатываемого метода в мире пока нет.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.