В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова выступили за изменения принципов регулирования в сфере обязательного медицинского страхования. Как сообщили «МВ» в аппарате, действующие нормативы ограничивают конкуренцию на рынке медицинских услуг и лишают граждан возможности выбора места лечения. Предложения были подготовлены к ежегодному докладу омбудсмена президенту.
В докладе содержатся несколько ключевых предложений. В первом пункте речь идет о создании понятных и прозрачных критериев для распределения объемов медицинской помощи Комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Их предлагается прописать в Правилах обязательного медицинского страхования.
Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере медицины Андрей Яновский отметил, что федеральное законодательство устанавливает только общие критерии, клиникам же зачастую отказывают в предоставлении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, а средства выделяются в недостаточном размере. Это, в свою очередь, приводит к оказанию помощи медучреждением за свой счет с последующим взысканием со страховых компаний через суд.
В марте Счетная палата сообщала о «скрытом дефиците» в финансировании территориальных программ ОМС. Аудиторы пришли к выводу, что в ряде регионов неоплаченные объемы медпомощи, оказанной сверх плана, достигают 13—18% от утвержденных значений. При этом в структуре затрат системы ОМС доминируют затраты на оплату труда, в среднем они составляют 68,9%, в отдельных случаях показатель достигает 91%. Позднее Минздрав разработал документ, в котором прописал механизм неоплаты сверхобъемов помощи. |
Внимание в докладе уделяется и тарифам на оплату медицинской помощи по ОМС. Согласно действующему законодательству, предельный размер расходов на приобретение средств составляет 100 тыс. руб. за единицу, что не позволяет медорганизациям покупать дорогостоящее оборудование. На встрече с президентом омбудсмен намерен выступить за корректировку ст. 20 ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании». Изменения предполагают предоставление частным клиникам возможности «расходовать средства в соответствии с уставными целями, не ограничивать их в дальнейшем инвестировании, покрытии амортизационных исчислений, выплате дивидендов».
Проблемы в аппарате омбудсмена видят и в порядке оказания онкопомощи. Вступающий в силу 1 января 2022 года приказ Минздрава исключает возможность оказания помощи при онкологических заболеваниях в медицинских организациях, которые не включены в схемы маршрутизации. Специалисты видят в этом «полное отрицание конкуренции на рынке» и принуждение пациента обращаться за помощью исключительно по месту жительства. «У него нет возможности повлиять на ситуацию даже в случаях оказания неквалифицированной помощи, отсутствия необходимых лекарств или лечения с использованием устаревшего оборудования», — считает Яновский.
Ранее о возможных рисках для пациентов в связи с принятием нового порядка организации онкопомощи заявляли в пациентских организациях. По их оценкам, документ может ограничивать права пациентов по территориальному признаку и не описывает порядок действий при выявлении онкологического заболевания на этапе скорой и специализированной помощи.
Кроме того, Титов доложит президенту о сложностях, с которыми сталкиваются при попытке возместить расходы клиники, не участвующие в реализации территориальных программ ОМС, но оказывающие медпомощь в экстренной форме, сообщили в аппарате. Проблема состоит в том, что нет установленных требований к составу документов, подтверждающих фактические затраты медучреждения, а также не всегда возможно оперативно установить, является ли помощь экстренной или только неотложной. В связи с этим в докладе предлагается разработать в рамках ОМС конкретный тариф (с описанием признаков экстренной помощи), утвердить объемы медицинской помощи, выделенные протоколом, разработать процедуру выставления счета и прописать закрытый перечень документов, необходимых для оплаты.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.