Татьяна Семенова: «Наша задача — формирование единого образовательного пространства»

30.12.2015
00:00
В канун Нового года директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова в беседе с редактором «МВ» Надеждой Стауриной рассказала о новом масштабном проекте – формировании научно-образовательных медицинских кластеров.

— Татьяна Владимировна, расскажите, в чем суть проекта? Актуален ли он для всех медицинских вузов?

Поводом для формирования медицинских кластеров стало желание объединить материально-техническое оснащение нескольких вузов. Дело в том, что Министерству здравоохранения Российской Федерации подведомственны 46 образовательных организаций высшего профессионального образования, которые находятся в 37 субъектах РФ. К сожалению, не все наши вузы в одинаковой степени оснащены, имеют собственные клинические базы с достаточным количеством коечного фонда, они есть всего в 24 вузах. В связи с этим приказом министра здравоохранения № 844 от 26 ноября 2015 года была организована работа по формированию научно-образовательных медицинских кластеров. В данном приказе речь идет только о вузах.

Согласно документу, кластеры формируются по территориальному либо по профильному принципу. Приказом было утверждено 11 территориальных и два профильных объединения: химико-фармацевтический кластер, координатором которого является Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА), и стоматологический, где в качестве координатора выступает Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова (МГМСУ).

— То есть кластеры объединяют уже существующие ресурсы?

Вы абсолютно правы, ничего нового здесь не создается. Кластеры создаются, чтобы объединить технические, образовательные и научные ресурсы университетов.

С этой целью определяется вуз-координатор, который осуществляет методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельностикластера.Взаимоотношения вузов внутри кластера регулируются соглашениями, которые на сегодняшний день подписаны в пяти из тринадцати созданных кластеров. Последняя процедура подписания состоялась на Дальнем Востоке во время визита министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой и первого заместителя министра Игоря Каграманяна. Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) во Владивостоке был назначен координатором кластера, куда помимо двух дальневосточных вузов вошли Читинская ГМА и Иркутский ГМУ.

Главная наша задача — формирование единого образовательного пространства. Ни для кого не секрет, что основной признак академической мобильности – обмен студентами и профессорско-преподавательским составом. Подобная процедура недостаточно развита в пределах страны : обычно обмен производится с иностранными вузами.

— Такие обмены предполагается проводить внутри кластера, то есть между вузами, находящимися на одной территории, относительно недалеко друг от друга?

Все кластеры открыты, мы предусматриваем возможность вхождения в них научно-исследовательских организаций со всей России, а также медицинских факультетов университетов, не подведомственных Минздраву России, если у них появится такое желание.

— То есть речь идет о подписании соглашений о взаимодействии между различными учреждениями, но не о перераспределении собственности самих учреждений?

Да, именно о взаимодействии, об обмене академическим мнением о какой-то проблеме, о принципах оценки качества преподавания, о возможности обмена студентами с той организацией, у которой есть дорогостоящее симуляционное оборудование, чтобы не было необходимости покупать каждому вузу такое оборудование, если оно есть в соседней организации и не работает с полной нагрузкой.

— Назовите, пожалуйста, координаторов упомянутых 11 кластеров. Это будет интересно нашим читателям.

Поскольку в Центральном федеральном округе девять образовательных учреждений, то было учреждено два кластера — Западно-Европейский, координатором которого является Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, и Восточно-Европейский, координатор которого РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

В Южном федеральном округе организован Южный кластер, в который входит четыре вуза и координатором которого выступает Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ).

В Северо-Западном федеральном округе также два кластера: Северный, где координатором является Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова), и Западный, координатором которого выступает Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова (ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова).

В Сибирском федеральном округе есть кластер Сибирский, где роль координатора отведена Сибирскому ГМУ в г. Томске.

В Уральском федеральном округе расположен Уральский кластер с координатором Уральским ГМУ в Екатеринбурге.

Есть Нижневолжский кластер с координатором Самарским ГМУ, Средневолжский с координатором Казанским ГМУ.

В Северо-Кавказском федеральном округе образован кластер, где в роли координатора выступает Ставропольский ГМУ.

Ну и добавим сюда уже упомянутый Восточный кластер с координатором Тихоокеанским ГМУ.

— Подразумевается ли обучение в кластере исключительно на симуляторах и тренажерах или и «у постели больного» тоже?

Если есть необходимость показать студентам ту или иную патологию, лечение которой сконцентрировано в соответствующей университетской клинике, включенной в кластер, то в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве, например, обучающиеся ординаторы по той или иной специальности могут воспользоваться возможностью пройти стажировку на клинических койках другой образовательной организации. Вот эта внутривузовская академическая мобильность приобретет новый импульс, и это будет полезно для достижения качества подготовки специалистов.

Сегодня такой подход особенно важен в связи с переходом к принципиально иной процедуре допуска к медицинской деятельности — аккредитации специалистов. Профессиональные стандарты определяют те требования, которыми должны обладать наши выпускники, чтобы занять достойное место в отрасли. Поэтому компетенции, которыми они должны владеть, в том числе и умение общаться с пациентами, можно приобрести только в ходе обучения «у постели больного» в стационарах, которые есть у образовательных учреждений.

— Все ли образовательные учреждения подписали соглашения о вхождении в кластеры?

В соответствии с нашим приказом № 844 взаимодействие осуществляется в рамках соглашения. Эти соглашения разработаны во всех кластерах, а в пяти из них они уже подписаны. В других кластерах в настоящее время проводятся междувузовские процедуры согласования, обсуждения дальнейшей стратегии развития кластера. Но я думаю, что все соглашения будут подписаны, а в январе все кластеры должны подготовить стратегии своего развития, потому что интересны те целевые маркеры, которых могут достичь образовательные учреждения, работая внутри кластера, но не смогут осуществить, работая по отдельности. У каждого вуза есть своя стратегия развития, есть свои дорожные карты, индикаторы, которых они достигают, и вот основная задача кластеров состоит в том, чтобы совокупные показатели каждого вуза в кластере были лучше и качественнее.

— Предполагается ли какое-то дополнительное финансирование, сопровождающее образование этих кластеров?

На сегодняшний день, еще раз подчеркну, это лишь функциональное объединение, оно не предусматривает формирование отдельных бюджетов для кластеров. Симуляционное обучение внедрялось буквально в последние 3—4 года, на него были отпущены Минздравом России значительные средства, поэтому пока нет нужды в его обновлении. В то же время, если в каком-то учреждении для прорывных научных исследований не хватает определенного оборудования, то будем изыскивать финансовые возможности для их поддержки. В основном-то задача в обратном – увидеть, что есть в том или ином вузе или НИИ, чтобы скомпоновать все возможности, потому что порой даже территориально рядом расположенные вузы не знают, какое оборудование для обучения или научных исследований есть у соседей. А уж если действительно чего-то будет конкретно не хватать, то Министерство здравоохранения станет изыскивать способы поддержки, но сегодня не предполагается отдельного финансирования этих кластеров.

Будут ли существовать между организациями внутри кластера какие-то взаиморасчеты, например, плата за пользование оборудованием?

Мы отслеживаем тексты этих соглашений, и ни о каком финансировании одного участника кластера другим за использование его оборудования не предусматривается. Например, организация покупает симулятор стоимостью 50—70 млн рублей, который может работать 24 часа в сутки, но в этом вузе его эксплуатируют 2—3 часа в день. Какой смысл покупать аналогичное оборудование для вуза, расположенного в нескольких сотнях километрах, и где он будет работать с такой же малой нагрузкой? Взаимный обмен обучающимися, профессорско-преподавательским составом и даст возможность максимально использовать имеющееся оборудование.

— Будут ли кластеры использоваться для последипломного образования?

Два года назад мы запустили пилотный проект по внедрению непрерывного медицинского образования. С этого года запущен в работу специальный сайт-маршрутизатор, на котором любой медицинский работник сможет организовать свой личный кабинет, где будет выбирать интересующие его учебные программы. Кроме того, врач сможет узнавать информацию о мероприятиях, которые проводят некоммерческие профессиональные общества, о мастер-классах или тренингах. На сайте также размещены интерактивные модули для самообразования и проверки знаний, за которые будут начисляться часы обучения, и в течение 5 лет по 50 часов образовательной активности в год можно будет подтвердить уровень своего образования и своей квалификации.

Без сомнения, кластеры тоже будут участвовать в последипломном образовании, потому что одна из задач, которую поставил перед нами Президент РФ в прошлом году в Послании Федеральному собранию, это создание единого образовательного пространства, когда врач самостоятельно выбирает образовательную организацию, в том числе ту, которая реализует программы стажировки.

Если имеется какая-то инновационная медицинская технология, которую можно тиражировать, есть специалисты, владеющие этой технологией, в том числе которые работают на кафедре другого вуза, то появляется возможность обмена опытом в рамках непрерывного медицинского образования. Врачи шире информируют друг друга об имеющихся возможностях, тиражируют свой опыт, повышая тем самым мотивацию к постоянному совершенствованию. И часто это возможно в пределах одного федерального округа. Но если есть необходимость выехать на другую площадку, то и это вполне реально.

Фото: Олег Кирюшкин

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.