– Почему такая огромная, иногда в четыре раза, разница в зарплатах специалистов между регионами?
– Такая ситуация продиктована действующим трудовым законодательством. После выхода в 2004 году Федерального закона № 122–ФЗ и Постановления Правительства РФ № 583 в 2008 году была отменена единая тарифная сетка, внесены изменения в Трудовой кодекс. С тех пор каждый субъект самостоятельно формирует системы оплаты труда по отраслям. Регионы имеют разные возможности и доходы – отсюда и существующие диспропорции с оплатой труда. В результате у нас кардинально разные зарплаты не только, скажем, в Москве и Твери, но даже в Орле и Калуге.
Наш анализ, который мы делаем раз в квартал, это подтверждает: зарплаты у специалистов с одинаковым образованием могут различаться в несколько раз. Единственный способ изменить это – введение единой системы оплаты труда, подкрепленной соответствующим финансированием. В 2021 году здравоохранение стало первой отраслью, в которой правительство попыталось внедрить такую систему. К сожалению, пилотный проект приостановлен до 2025 года, но мы рассчитываем, что он все же состоится, пусть и с отсрочкой.
– Есть ли уже понимание параметров новой системы оплаты труда? Какие ключевые ориентиры будут прописаны для стимулирующих и компенсационных выплат, доплат за стаж?
– Сразу скажу, что к этой модели у нас есть вопросы. Но учитывая, что это все-таки переход к централизации, мы ее поддержали. Суть отраслевой системы оплаты труда – в одинаковом для всех территорий исходном размере оклада, величину которого будет устанавливать правительство. В соответствии с параметрами пилотного проекта планировалось, что эта величина будет привязана к МРОТ. Таким образом, основная концепция такая: базовый должностной оклад (санитарка) не ниже МРОТ, плюс дифференциация с учетом квалификационных требований к работнику, уровня оказания помощи, специфики сложности.
Названия и размеры всех стимулирующих и компенсационных выплат также будет устанавливать правительство. Таким образом, основная масса дополнительных выплат в структуре зарплаты станет фиксированной.
Также несколько расширена дифференциация зарплат по должностям. Сейчас у нас четыре профессиональных квалификационных группы, в каждой из которых есть свои уровни, их 12, а в новой модели будет 16 групп должностей.
Плюсы есть и в установлении надтарифной части. Так, сейчас условия получения квалификационной категории установлены на федеральном уровне, и они единые, а вот размер выплат за эту категорию в субъектах разный: кто-то платит врачу 5000 руб., кто-то 5%, кто-то 30% от оклада. В новой системе выплата за квалификационную категорию будет «стоить» одинаково, условно 10—15—30% от оклада.
Компенсационные выплаты за вредные условия труда также могут варьировать, сейчас каждый регион и каждое учреждение устанавливает их самостоятельно. При отраслевой системе оплаты труда это невозможно. Самостоятельность субъектов останется в очень небольшом объеме: это отдельные дополнительные стимулирующие выплаты.
То есть определенное единообразие эта модель принесет. Ну и, разумеется, при росте МРОТ будет расти и зарплата.
Конечно, есть и минусы. Все равно будет сохраняться некая дифференциация размеров зарплаты, которая связана с уровнем жизни в конкретном субъекте. Но даже в таком виде, повторюсь, мы эту модель согласовали, так как по сравнению с текущей ситуацией это все равно шаг вперед.
– Можно ожидать, что после введения новой системы зарплата в отрасли вырастет?
– Конечно, зарплаты станут выше, так как стартовая величина исчисления оклада будет привязана к МРОТ, который в текущем году превышает 16 тыс. руб., а к 2025 году еще повысится. Плюс размеры основных стимулирующих и компенсационных выплат тоже будут зафиксированы. Поэтому да, мы рассчитываем, что зарплаты вырастут, особенно у младшего и среднего персонала. Разумеется, при условии существенных финансовых вливаний. Сначала эта модель будет апробирована в семи пилотных регионах, разных по уровню экономики, климату и медицинской инфраструктуре. Напомню, что в этот список включены Республика Саха (Якутия), Севастополь, Курганская, Омская, Оренбургская, Белгородская и Тамбовская области.
А в текущей ситуации пока улучшений мы не видим: проблемы с начислением заработной платы остаются, дифференциация в уровнях доходов медработников разных регионов нарастает, доля гарантированной части в структуре зарплат падает. Поэтому профсоюз активизирует работу по совершенствованию региональных систем оплаты труда. Цель проекта совместно с органами управления здравоохранением определить, что надо сделать в отрасли, чтобы перейти к новой модели в 2025 году без революционных преобразований и эксцессов. Утверждена группа экспертов из специалистов профсоюзных организаций, которые будут участвовать в подготовке предложений для регионов. Весной мы провели анализ структуры зарплат в отрасли по каждому субъекту отдельно. Далее с помощью специалистов планируем проанализировать эти показатели и выработать рекомендации для самых «отстающих» территорий, например, тех, где очень низкая доля гарантированной окладной части в структуре зарплаты. Важно, что мы делаем это при активной поддержке Минздрава — решить вопрос с зарплатами только профсоюзными методами невозможно.
– Почему не соблюдаются рекомендации трехсторонней комиссии, Минздрава и профсоюзов о минимальной доле в структуре зарплаты медработников окладной части в объеме не менее 55—60%.
– Как показал мониторинг, есть примерно 20 регионов с минимальными гарантированными окладами. Именно с ними мы сейчас будем работать — изучать нормативную базу в «камеральном формате» и предлагать ее изменить. Самые минимальные оклады оказались в Республике Алтай (17%). Максимальные — в Сахалинской области (62%). Всего в пяти регионах гарантированная доля окладной части превышает 55%. Это Сахалинская и Магаданская области, Пенза, Чечня, Ингушетия. Еще в 11 субъектах достигается значение 50% и выше (данные по всем категориям работников: врачам, среднему и младшему персоналу). Мы же говорим о том, что гарантированная часть везде по отрасли должна быть не ниже 55—60%.
Почему регионы устанавливают минимальные начальные оклады? Как правило, проблема в обеспеченности гарантированными средствами, чтобы достичь показателей, установленных в майских указах президента. Сегодня их в большинстве регионов «подтягивают» стимулирующими. Это плохо! Вот представьте: приходит молодой врач, а ему говорят: «Оклад 10 тыс., а остальное — ночные, стимулирующие, подработки и пр.».
По стимулирующим, а их в отрасли два вида, ситуация также очень варьирует по регионам. Есть те, что носят постоянный характер, например, выплата за категорию, надбавка за стаж; выплаты сельским медикам — они есть в подавляющем числе субъектов, но размеры их различны. А вот «чистые», то есть собственно стимулирующие, которые выплачиваются по показателям и по критериям, зависят от объема средств в ФОТ медучреждения, поэтому они в два-три раза могут различаться по размерам, да и по наименованиям. Доля компенсационных выплат тоже колеблется: где-то 10%, но есть и те, у кого 30%.
– По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного планирования (ЦМАКП), реальная зарплата в здравоохранении снизилась в 2022 году на 4,3%. В 2021 году снижение было почти таким же. Совпадают ли такие оценки с вашими? Выросли ли доходы медиков после введения специальных социальных выплат (ССВ)?
– Официальной статистики по доходам с учетом специальных соцвыплат у нас нет. Что касается реального уровня зарплаты, то очевидно, что он соотносится с уровнем инфляции, который, по данным Росстата, в 2022 году был около 13%. А тарифы ОМС в соответствии с утвержденным бюджетом проиндексировали на иную величину, увязанную с прогнозируемым ростом зарплаты в стране, уровень которой, в свою очередь, фактически сложился выше прогнозного. Индексация уровня заработной платы за счет бюджетов разного уровня также была произведена в показателях, отстающих от уровня инфляции.
И еще одна проблема. Разумеется, анализируя размеры зарплаты, мы вынуждены учитывать переработки. По данным Минздрава, коэффициент совместительства в отрасли в среднем 1,3. Но по факту мы знаем, что многие специалисты работают на 1,5 ставки и больше. Кадровая ситуация в отрасли известна: есть огромный объем дополнительной работы и параллельно с этим — высокий уровень интенсификации труда. По данным совместного опроса Народного фронта и профсоюза, проведенного в 2023 году, более половины врачей получают менее 200% от средней зарплаты, то есть не дотягивают до показателя майских указов, даже при работе на 1,5 ставки — это 55% опрошенных. А доля врачей, получающих более 200%, то есть тех, кто укладываЕтся в эти рамки при работе на одну ставку, ноль. При работе на 1,5 ставки число получавших зарплату больше 200% от средней по экономике — только 10%. Аналогичные данные можно привести по среднему медперсоналу: при работе на 1,5 ставки 80% опрошенных до показателя 100% от средней по экономике все равно не дотянули. Замечу, выборка в опросе — 5,5 тыс. врачей, 13,5 тыс. среднего медперсонала. То есть достаточно весомые показатели, которые подтверждают, что зарплаты, которые считает Росстат по отрасли, очень усредненные.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.