В Госдуму внесен законопроект о штрафах за оскорбление медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими должностных обязанностей.
Как следует из пояснительной записки к документу, предлагается включить в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новую статью, устанавливающую административные штрафы «за унижение чести и достоинства медицинского или фармацевтического работника при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением». Авторы указывают, что в последние годы в России участились случаи оскорблений и нападений на медработников, при этом существующие меры наказания, как правило, ограничиваются минимальными штрафами или устными замечаниями, что не соответствует тяжести правонарушений.
Предлагается ввести штрафы за такое деяние для граждан от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для должностных лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб. А если оскорбление прозвучало публично (в СМИ или интернете), штраф предложено установить в повышенном размере: 10—30 тыс., 100—200 тыс., 500—700 тыс. руб. соответственно. За повторные нарушения санкции предлагается ужесточить.
Это сообщение открывает событийный рейтинг недели.
Готовы ли вы поддержать обязательное членство медработников в профессиональных НКО? Опрос займет у вас 2—3 минуты.
На втором месте в информационном TOP5 подтверждение от Минздрава, что клинические рекомендации не будут использоваться при контроле качества медицинской помощи. Такие поправки скоро будут внесены в федеральное законодательство, но пациентские организации высказались об этой норме критически.
В последние годы КР стали фундаментом системы организации медицинской помощи в России, на их основе формируются порядки, тарифы, обеспечивается маршрутизация больных. В случае их изъятия из процесса экспертизы качества медпомощи (ЭКМП) вырастет количество обращений пациентов в правоохранительные органы, а достичь национальных целей по увеличению общей продолжительности жизни будет тяжело, заявил в ходе дискуссии вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых.
Против запрета на использование КР при экспертизе качества медпомощи высказался и сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулев. По его словам, работа по переводу положений клинрекомендаций в обсуждаемые критерии качества станет «практически бесконечной». При отсутствии возможности добиться положительного решения через экспертизу пациенты будут вынуждены обращаться в прокуратуру, и в этом случае ни о какой «декриминализации врачебной деятельности не может быть и речи».
Третью строчку заняла собранная «МВ» информация о том, что станции скорой медицинской помощи (ССМП) в регионах фиксируют проблемы со временем прибытия бригад к пациентам — даже по экстренным случаям вызов может «висеть» дольше 1,5 часа, а по неотложным — 5—6 часов. Медработники пожаловались на попытки фальсифицировать реальное время доезда.
По словам сопредседателя профсоюза «Действие» Андрея Коновала, ситуация характерна для всей России. «Скоропомощники» в регионах регулярно обращаются в надзорные органы с жалобами на условия, которые резко ухудшают время доезда бригад. Например, такие жалобы в Росздравнадзор направляла ССМП Санкт-Петербурга, а одна из станций в Брянской области — в прокуратуру. Но изменений к лучшему не происходит.
На четвертом месте в TOP5 инициатива Минздрава об изменении условий получения специализированной медицинской помощи в другом субъекте — давать пациентам направления на такое лечение планируется через врачебные комиссии. Эти предложения эксперты называют «крепостным правом».
В действующем приказе, который был принят в 2012 году, говорится, что гражданин сам выбирает медорганизации для получения специализированной медицинской помощи, а направление ему выдает лечащий врач.
«Не понимаю, какой смысл подключать к этому врачебные комиссии. В таком виде это выглядит как новое «крепостное право» и ненужный бюрократический барьер для пациента. Это тем более непонятно с учетом того, что федеральные организации финансируются напрямую из Федерального фонда ОМС, и эти денежные потоки с территориальными программами госгарантий никак не связаны», — заявил «МВ» член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе» Алексей Старченко.
По его словам, возможно, мотивацией разработчиков было стремление загрузить медорганизации субъектов. Но такой подход вступает в конфликт с правом пациента получить специализированную помощь в стационаре с более высоким рейтингом и лучшими отзывами. «Почему я не могу поехать на операцию в соседний регион, если знаю, что там хирурги лучше? Может быть, если в регионе настолько плохая медицинская помощь, что оттуда все разбегаются, надо исправлять ситуацию, а не привязывать пациентов к не самым лучшим клиникам насильно?», — отметил Старченко.
Подход регулятора к практической реализации законного права пациента на выбор врача и медорганизации имеет две стороны медали. С одной стороны, ограничиваются право и воля пациента на выбор клиники, где он хочет получать медпомощь. С другой стороны, решается важная задача медико-экономического характера по регулированию межтерриториальных расчетов. Эта проблема давно стала головной болью многих организаторов здравоохранения в регионах и руководителей территориальных фондов ОМС, пояснил «МВ» председатель «Движения против рака» Николай Дронов.
«Мы полагаем, что такой подход не отвечает закрепленному в законе принципу приоритета интересов пациента и выхолащивает одно из важнейших достижений системы страховой медицины, позволяющей застрахованному по ОМС выбирать медорганизацию, где он планирует получать качественную и необходимую ему помощь. Кроме того, новые обязанности нагружают дополнительным функционалом врачебную комиссию медорганизации. Выводы пока делать рано, будем смотреть на правоприменительную практику», — добавил Дронов.
Эксперты разработали методику оценки готовности медицинской организации к внедрению инновационных технологий. Они назвали 57 критериев, которые показывают эту готовность, включая ситуацию с кадрами, состояние зданий медучреждения и достаточность тарифов ОМС.
Результаты, полученные в исследовании, хорошо согласуются с данными других авторов, изучавших оценку и приоритезацию факторов, определяющих успешность внедрения новых медицинских технологий. В частности, в ряде работ показано, что вовлеченность и заинтересованность руководства и административного персонала на различных уровнях управления — один из ключевых факторов успешности проектов по внедрению новых медицинских технологий в медорганизациях США, Великобритании и стран ЕС. В этих же исследованиях признавали значимыми такие факторы, как уровень квалификации персонала, который непосредственно осуществляет внедрение новой технологии, достаточная техническая оснащенность медорганизации и устойчивый нормативно определенный канал финансирования, отметили авторы.
Эта информация замыкает событийный рейтинг недели.






Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.