Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, предусматривающий более жесткое регулирование деятельности страховых медицинских организаций (СМО) и ограничения на доступ частных клиник в систему ОМС.
Теперь Федеральный фонд ОМС (ФОМС) будет вести единый реестр СМО и мониторинг финансовых показателей их деятельности с публикацией этих сведений на официальном сайте. Аналогичный реестр будет создан для медицинских организаций. Клиники любой формы собственности должны будут подавать уведомления в территориальные фонды ОМС (ТФОМС).
При этом оговаривается, что ТФОМС не вправе отказать госклиникам во включении в реестр медорганизаций, в то время как частной — не вправе отказать лишь в принятии и рассмотрении такого заявления. Полномочия определять форму заявления о включении частных клиник в реестр медорганизаций, порядок и сроки их рассмотрения, критерии включения и основания для отказа получит Правительство РФ.
В отношении страховых компаний новеллы предполагают в том числе штрафы в размере до 10% от суммы средств, перечисленных на расходы на ведение дела за период, во время которого установлены нарушения. Перечень нарушений и размеры штрафов будут определяться в форме типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, писал «МВ».
Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Новость о готовящемся закручивании гаек в системе ОМС открывает событийный рейтинг минувшей недели.
Представители частного сектора здравоохранения назвали трендом 2024 года отток кадров в государственную медицину. Получали ли вы более выгодные предложения о работе? Опрос займет у вас 2—3 минуты. |
На втором месте в TOP5 сообщение от Счетной палаты о том, что медорганизации недостаточными темпами используют средства ОМС на оплату труда медработников и выплаты за онконастороженность. Информация об этих расходах за 9 месяцев 2024 года приведена в оперативном докладе об исполнении бюджета ФОМС.
По данным аудиторов, за январь – сентябрь на цели софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медперсонала в медицинские организации фактически направлено 2,4 млрд руб., или 61,3% объема ассигнований, поступивших в территориальные фонды ОМС. Речь идет о вновь нанятых медработниках.
На выплаты за выявление онкологических заболеваний использовано 33,7% направленных на эти цели в ТФОМС денег — 37,9 млн руб. Это всего 15,8% объема средств, предусмотренных на выплаты за онконастороженность в нормированном страховом запасе (НСЗ) ФОМС в 2024 году (81,1 млн руб.). В двух регионах в течение 9 месяцев средства на указанные цели не использовались.
Может ли участие главврача в решении проблем медработников предотвратить отток персонала? Опрос займет у вас 2—3 минуты.
Третью строчку новостного рейтинга заняла информация Комитета Госдумы по охране здоровья о том, что Генеральная прокуратура будет собирать отдельную статистику о нападениях на медицинских работников и количестве возбуждаемых по этим фактам уголовных дел. Эти данные планируется использовать, в частности, для разработки изменений в законодательстве, направленных на защиту медиков.
Депутаты рассчитывают, что такой законопроект будет подготовлен к 2026 году. В частности, речь идет о внесении в Уголовный кодекс РФ понятия «социальная группа» и признании медработников социальной группой, нуждающейся в особой уголовно-правовой охране, уточнил заместитель председателя комитета Бадма Башанкаев.
На четвертом месте в TOP5 заявление главы Минздрава Михаила Мурашко о том, что внедрение новой модели оплаты труда в здравоохранении не предполагает перезапуск бюджетной модели финансирования медорганизаций, так как такой подход не ориентирован на результат.
Повышение компенсации за труд невозможно без учета производительности труда, эффективности и качества медицинской помощи, предупредил министр. Именно по такому пути — повышения эффективности использования человеческого ресурса с повышением уровня заработанной платы — сегодня идут многие регионы, отметил он.
«По поручению президента мы должны перейти на новую модель оплаты труда. Нам важно выстроить эффективную, справедливую и, главное, нацеленную на результат — здоровье пациента и доступность медицинской помощи — систему. Такая система не может существовать без привязки к эффективности. В одной из недавних поездок в страны СНГ я видел, как расхолаживает бюджетная система. У медицинского персонала просто нет желания внедрять эффективное и современное», — подчеркнул Мурашко.
При этом важно, чтобы коллективные договоры не были настроены на какие-то популистские решения. В первую очередь они должны быть основаны на понимании эффективности работы каждой медорганизации. «У нас есть бюджет, мы четко должны понимать наши возможности финансовые», — предупредил министр.
Замыкает событийный рейтинг недели информация Росстата о продолжающемся закрытии станций скорой медицинской помощи (СМП) в стране.
В 2023 году в России было закрыто больше полусотни отделений и станций СМП. По итогам года работало 1876 таких организаций против 1931 в 2022 году.
Для сравнения: в 2020 году в стране насчитывалось 2113 отделений СМП, в 2021-м — 2035. Динамика сокращения службы скорой помощи наблюдается с 2001 года. Тогда в стране насчитывалось 3212 организаций СМП. Статистики в разрезе регионов по данному разделу в отчетности нет.
Общее количество медорганизаций в России по итогам прошлого года осталось прежним — 5,2 тыс. Больниц насчитывалось по состоянию на конец 2023 года 5177. Показатель 2022 года — 5167. Некоторое уменьшение числа больничных организаций наблюдалось в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах одновременно с ростом их количества в Южном, Северо-Западном и Северо-Кавказском.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.