Закрыть 50% кадрового дефицита в российском здравоохранении в краткосрочной перспективе позволит трудоустройство ординаторов второго года обучения, сокращение сроков подготовки медработников по некоторым специальностям и перераспределение профицитных специальностей внутри регионов, заявила замминистра здравоохранения Евгения Котова.
По словам представителя Минздрава, эти меры в числе «быстрых». А вопросы по трудоустройству врачей-ординаторов в медорганизации и сокращению сроков подготовки по отдельным специальностям уже решены.
Ранее вице-премьер Татьяна Голикова сообщала о планах привлечь врачей для работы вахтовым методом из некоторых стационаров, в которых «существует профицит врачебного и среднего медперсонала». До 2030 года таким образом будут «перераспределены» в другие медорганизации 6 тыс. врачей профильных специальностей, подтвердил глава Минздрава Михаил Мурашко.
Сформированное, наконец, видение Минздрава по решению кадровой проблемы в отрасли открывает событийный рейтинг недели.
На втором месте в TOP5 информация о финансировании отрасли в ближайшей перспективе: системе здравоохранения в ближайшие шесть лет будет выделено из федерального бюджета дополнительно 1,035 трлн руб., рассказал министр финансов Антон Силуанов.
Он уточнил, что эти средства будут направлены на реализацию нового нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», а также нацпроекта «Семья». В ближайшие три года продолжится программа модернизации первичного звена здравоохранения, будут открыты первичные сосудистые отделения и другие подразделения на базе районных больниц, создана система дистанционного мониторинга здоровья, новые объекты в системе здравоохранения, добавил Силуанов.
По его словам, всего на мероприятия нацпроектов предусматривается на шестилетнем горизонте более 40 трлн руб. средств федерального бюджета — это почти вдвое больше по сравнению с действующими в 2019—2024 годах нацпроектами. В 2025 году на эти цели будет выделено 5,7 трлн руб., в 2026-м — 6,2 трлн руб., в 2027-м — 6,3 трлн руб.
Примечательно, что 1 трлн руб. Минфин планировал выделить из бюджета на стартовавший в 2018 году нацпроект «Здравоохранение». Тогда тоже речь шла о модернизации медучреждений и закупке нового оборудования для госклиник, а также переобучении медицинских кадров.
Параметры всех профильных нацпроектов пока не определены. Минздрав сообщал, в частности, что на нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» до 2030 года планируется направить свыше 200 млрд руб., при этом из федерального бюджета на него выделят только 60 млрд руб., а еще 150 млрд руб. — из внебюджетных источников.
Параллельно ведутся дискуссии о финансовом обеспечении федерального проекта по борьбе с онкозаболеваниями. Пациентские организации указывают на дефицит средств в 2024 году.
Сталкивались ли вы с домогательствами пациентов? Опрос займет у вас 2-3 минуты.
Третью строчку новостного рейтинга заняла инициатива парламентариев России и Белоруссии о создании единой правовой базы для оказания медицинской помощи гражданам двух государств. Контуры проекта пока не ясны. Сообщается, что это подразумевает сближение программ государственных гарантий и формирование межгосударственной системы покрытия расходов.
По словам спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина, в результате любой житель союзного государства сможет обратиться за помощью, консультацией к «узкому» специалисту.
Михаил Мурашко подчеркнул, что сближение программ государственных гарантий и формирование межгосударственной системы покрытия расходов позволят расширить взаимодействие, включая плановую помощь и экстраординарные ситуации, когда необходимо разработать индивидуализированные программы лечения пациента.
Он рассказал, что между Россией и Белоруссией действует меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере непрерывного медицинского образования (НМО). Прорабатывается соглашение о признании и эквивалентности документов о медицинском образовании. Растет число граждан Белоруссии, которые учатся в российских медвузах.
Кроме того, Россия и Белоруссия подписали меморандум о сотрудничестве в области медицины катастроф. Стороны намерены обсуждать создание механизма обмена информацией о ЧС, обмениваться опытом в области медицины катастроф и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Также в планах проведение совместных образовательных и научно-практических мероприятий, направленных на повышение уровня подготовки медиков.
На четвертом месте в TOP5 решение Конституционного суда (КС) РФ об ответственности государства за лечение россиян с редкими заболеваниями. Федеральные власти обязали предусмотреть резервный механизм обеспечения таких пациентов лекарствами, если у региона возникли финансовые проблемы с их закупкой.
КС рассмотрел запрос Госсовета Татарстана о необходимости снять с регионов полномочия по обеспечению орфанных пациентов лекарствами, направленный в декабре 2023 года. Из-за нехватки денег на эти цели в бюджетах субъектов пациенты подают иски в суды. В запросе в КС РФ указывалось, что право на жизнь и охрану здоровья подлежит государственной защите, в полномочиях регионов такой обязанности нет. При этом в отдельных случаях стоимость годового лечения может достигать «десятки, а то и сотни миллионов рублей», и размер субвенций из федерального бюджета оказывается недостаточным. Все это приводит «к зависимости жизни пациента и ее качества от политики конкретного субъекта и ожиданию в том или ином виде федеральной поддержки», отмечалось в обращении. В связи с этим законодатели Татарстана посчитали, что закупка регионами лекарств для редких пациентов за счет своих бюджетов ведет к нарушению конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами госвласти и субъектов РФ.
Конституционный суд встал на сторону Татарстана и подтвердил: люди с орфанными заболеваниями могут получить жизненно необходимое лечение только с помощью государства. В постановлении КС обязал законодателя предусмотреть резервный механизм обеспечения таких пациентов лекарствами: «необходимые изменения надлежит внести в правовое регулирование в возможно более короткий срок».
В Минздраве уже заявили, что ведомство примет участие в проработке исполнения постановления КС.
Замыкает событийный рейтинг недели информация о намерении Минздрава изменить порядок мониторинга формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно действующим нормам все территориальные программы госгарантий на очередной год должны быть до принятия одобрены Минздравом и Федеральным фондом ОМС. Ведомство проверяет, в частности, их структуру; сбалансированность по видам, условиям и формам оказания медицинской помощи, источникам финансового обеспечения; анализирует нормативы объема медпомощи на одного жителя и нормативы финансовых затрат на единицу объема, подушевые нормативы. Кроме того, контролируется соблюдение требований к определению порядка и условий предоставления медпомощи, в том числе сроков ее ожидания; критериев доступности и качества.
Теперь составители территориальных программ должны будут также отчитываться об их наполнении лекарственными препаратами, отпускаемыми населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно и с 50%-ной скидкой. Эти перечни должны быть сформированы в объеме не менее, чем это предусмотрено Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.