В конце года правительство традиционно подтягивает планку показателей майских указов президента 2012 года по зарплатам бюджетников, которая, даже по официальной статистике, как правило, не достигается всеми субъектами. В этот раз на зарплаты медработникам за оставшиеся два месяца выделят дополнительно из нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда ОМС (ФОМС) почти 30,5 млрд руб.
Минздрав обосновал такую необходимость тем, что ранее в объеме субвенций территориальным фондам ОМС, утвержденном в бюджете ФОМС на 2023 год, потребность в ассигнованиях на зарплаты медработников была рассчитана по старому прогнозу, а к сентябрю текущего года многое изменилось. Так, темп роста среднемесячной заработной платы вырос со 108,7 до 112,4%, а среднемесячный доход от трудовой деятельности составляет уже не 55 732,3 руб., а 56 967,2 руб. Вот эту разницу и планируют направить в регионы для увеличения дохода занятых в здравоохранении.
В конце октября 2022 года правительство также выделяло на это деньги, причем сумма была почти вдвое больше — 58,5 млрд руб. Тогда деньги шли не из НСЗ ФОМС, а напрямую из резервного фонда кабмина. Понадобятся ли в этом году дополнительные ассигнования, пока не известно.
Но министр здравоохранения Михаил Мурашко уже гарантировал стабильность зарплат медработников в регионах. Он заявил, что не видит рисков снижения выплат, несмотря на секвестр бюджета на здравоохранение в ближайшие три года.
«По первичке общая сумма ассигнований не уменьшена, она смещена. По зарплате общий прирост в 2024 году в бюджете Фонда ОМС составит 603 млрд руб. Там никаких снижений уровня заработной платы по медицинским работникам не будет, будет, соответственно, повышение», — пообещал Мурашко.
Зарплатные ожидания открывают событийный рейтинг недели.
На втором месте в событийном рейтинге недели новости образования.
В федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Лечебное дело» предложено добавить новые дисциплины. В учет должен браться растущий уровень медицинской науки, считают эксперты. Конкретных предложений по обязательным специальным курсам, которые дополнят стандарт, пока не предложено. Среди курсов по выбору названы такие направления, как медицинская генетика, молекулярная иммунология, иммуногенетика.
Правительство утвердило правила применения учебными заведениями дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В них, в частности, оговаривается, что учебные заведения вправе использовать биометрическую идентификацию учащихся при итоговой и промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости.
Новые требования касаются всех видов основных образовательных программ, а также программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в дистанционной форме, в том числе исключительно методами электронного обучения. Оговаривается, что образовательная организация обязана обеспечить студенту доступ к средствам обучения, в том числе программному обеспечению, а также необходимый уровень подготовки педагогических и научных кадров. При этом вузы и колледжи не вправе закупать и использовать софт, включая программы удаленного обучения, видео-конференц-связи и быстрого обмена текстовыми сообщениями, не входящий в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Тем временем Госдума планирует объявить крестовый поход выпускникам медицинских вузов, не исполняющим условия договоров о целевом обучении. Это одна из самых больных тем в кадровом обеспечении здравоохранения, сообщил председатель Комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев. Решать ее планируется ужесточением санкций для отлынивающих от обязательной отработки целевиков.
Минобороны, видимо, пока не в курсе проблемы (квота в количестве 33 мест целевого приема на обучение по программам ординатуры в вузах Минздрава была выделена военному ведомству только в текущем году) и планирует выплачивать стипендии ординаторам-целевикам. Таким образом предполагается повысить укомплектованность медорганизаций кадрами по наиболее дефицитным специальностям.
Третью строчку в TOP5 заняли результаты опроса практикующих анестезиологов-реаниматологов о продвигаемой Минпромторгом идее запрета госзакупок импортных аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Две трети респондентов заявили, что отечественные аппараты менее надежны по сравнению с импортными (84%) и дают меньше возможностей (71%). Часть опрошенных отмечали, что российские аппараты ИВЛ обеспечивают худшее качество работы с интерфейсом (60%) и имеют более низкий уровень сервисного обслуживания (25%).
Большинство специалистов уверены, что запрет на импорт повлияет на доступность сервисного обслуживания негативно (82,8%).
На четвертом месте сообщение о планах Минздрава облегчить отчетность медицинским организациям. В этом году готовится к запуску пилотный проект, в рамках которого две статистические формы годовых отчетов попробуют формировать автоматически, на основе данных Федерального реестра медицинских и фармацевтических организаций и Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников. Предварительно речь идет о формах № 14 и № 30 («Сведения о деятельности подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях» и «Сведения о медицинской организации»).
Параметры пилота еще не утверждены. Также еще рано говорить о том, где именно будет проходить эксперимент.
Тем временем в Ханты-Мансийском автономном округе уже вовсю реализуют эту идею самостоятельно. В рамках пилотного проекта автоматизировали формирование статистических отчетов форм № 12, № 14 и № 7 («Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях»).
Статистические отчеты формировались автоматически, с использованием структурированных электронных медицинских документов. Причем это делалось очень быстро, оценить ситуацию можно было в режиме реального времени.
Замыкают пятерку новостей некоторые важные новации в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Подушевые нормативы финансирования за счет ассигнований бюджетов субъектов РФ планируется проиндексировать на 7,1% ежегодно, таким образом они составят в 2024 году 4380,8 руб. Средние нормативы объема медпомощи, оказываемой за счет ассигнований бюджетов субъектов, сохранены на уровне 2023 года. Исключение — норматив объема медпомощи в стационарных условиях, который с учетом динамики первичной и накопленной заболеваемости и смертности от социально значимых заболеваний скорректирован от 0,0146 случаев госпитализации в 2023 году до 0,0138 в 2024—2026 годах, за счет чего увеличена стоимость случая госпитализации в круглосуточном стационаре: 102 172,9 руб. в 2024 году, 110 658,8 руб. — в 2025-м и 119 849,5 руб. — в 2026 году.
Кроме того, выделены отдельно нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема медпомощи в условиях дневного стационара для первичной медико-санитарной помощи и для специализированной, в том числе высокотехнологичной, в разрезе источников финансирования (ассигнований субъектов и средств ОМС).
Средние нормативы объема медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях выросли на 5,5%. В дневных стационарах они составят в 2024 году 0,002728 случая лечения при стоимости 25 654,12 руб. Для федеральных медцентров показатель определен в 0,000127 случая лечения при стоимости 30 231,8 руб.
Средний норматив объема медпомощи по профилю «Онкология» в условиях дневных стационаров вырастет в 2024 году на 7,7%, с 0,01089 случая лечения в 2023 году до 0,011726 случая. Норматив для федеральных центров определен в размере 0,000762 случая, для остальных медорганизаций — 0,0109640 случая.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.