Свердловские врачи вернут тяжелых больных в социум

24.12.2015
00:00
Руководители Минздрава Свердловской области обсудили с главврачами больниц, как лечить сосудистые заболевания, от которых умирает почти каждый второй житель региона. И пришли к выводу, что сделано далеко не все.

Главный результат в том, что за последние пять лет смертность от заболеваний крови в Свердловской области сократилась на 10,7% – с 775,7 (в расчете на 100 тыс. населения) в 2010 г. до 692,6 (данные за девять месяцев 2015 г.). По прогнозам, к 2018 г. показатель снизится до 649,4. При этом специалисты областного Минздрава отмечают, что ситуация неоднородна – в 38 муниципальных образованиях смертность превышает среднее значение: в Верхнетуринском округе – 981 (на 100 тыс. населения), в Дегтярском – 930, в Красноуфимском – 923, в Полевском и Верхнесалдинском – по 915, в Нижнем Тагиле – 854,3.

– Сосудистая программа в регионе развивается с 2009 г., – поясняет Елена Чадова, замминистра здравоохранения Свердловской области. – Мы начинали с четырех сосудистых отделений и одного регионального сосудистого центра. А сегодня в области работает 33 первичных отделения и два региональных сосудистых центра. Появилась трехуровневая система оказания медицинской помощи, телеконсультирование и телекардиометрия при остром коронарном синдроме, нейрореанимационное консультирование при инсультах. Работает выездная реанимационно-анестезиологическая бригада от ОКБ №1.

Если семь лет назад большинство профильных пациентов лечились по месту жительства, то теперь количество больных, госпитализированных в первичные сосудистые отделения с острым коронарным синдромом, увеличилось более чем втрое – с 4117 до 13 250 (данные за 11 месяцев 2015 г.), а число госпитализаций больных с инсультами выросло в четыре раза – с 5000 до 21 500 (11 месяцев 2015 г.). За тот же срок объем томографических компьютерных исследований повысился с 5,5 тыс. до 22 тыс., ангиографических – с 2 тыс. до 6, 5. С 2011 г. больницы региона внедрили дистанционную телекардиометрию.

При этом за пять лет летальность от острой недостаточности мозгового кровообращения снизилась на 8%, от острого инфаркта миокарда – на 26%. Однако больных с коронарным синдромом и инфарктом миокарда меньше не стало.

Теперь Минздрав рассчитывает на тромболитическую терапию. Количество тромболизисов выросло с 20 в 2009 г. до 313 в 2015 г. В декабре в регионе провели тысячную процедуру, и Елена Чадова призвала главврачей применять метод более широко. Ян Габинский, главный врач ГБУЗ СО «НПЦ Уральский институт кардиологии», полагает, что этого недостаточно.

– Тромболизис не решает всех проблем, – говорит он. – Был случай, когда женщина 57 лет, проживающая в Верхней Пышме, вызвала «скорую» через три часа после начала загрудинных болей. Ее доставили в центральную городскую больницу, где с 11:05 до 12:38 провели тромболитическую терапию. Затем в 16:30 доставили в Уральский институт кардиологии. В 21:23 получили снимок, на котором было видно, что кровотока по передней нисходящей артерии нет. Это значит, что тромболизис не помог. Поэтому в первые сутки важно проводить коронарографию и при необходимости делать стентирование.

В Минздраве признают, впрочем, что упущенных возможностей тоже немало. По словам Елены Чадовой, вместо сосудистых отделений профильных пациентов нередко отправляют в лечебные учреждения по месту жительства. Низкий процент госпитализации больных с инсультом ведомство зафиксировало в межмуниципальных центрах Ирбита, Ревды и Алапаевска. То же и с кардиологическими больными – показатель их госпитализации в сосудистые отделения с прикрепленных территорий остается низким в Алапаевске (25%), Ревде (44%) и Асбесте (51%).

Нередко помощь приходит с опозданием. По итогам работы за 11 месяцев 2015 г. доля больных с инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения области за первые четыре часа, составляет 18,8% при контрольном показателе 30%. Анализ работы скорой помощи выявил также случаи, когда больным с симптомами инфаркта приходилось звонить диспетчеру дважды. За 2015 г. в Асбесте было 17 повторных вызовов, в Каменске-Уральском – 50, в Полевском – 19, в Краснотурьинске – 23, в Качканаре – 8, в Красноуфимске – 12.

Но сохранить пациенту жизнь – только полдела, считает Андрей Белкин, главный внештатный специалист по медицинской реабилитации областного Минздрава. Задача медицинских работников – помочь больному избежать инвалидности и вернуться в социум. Нехватку реабилитационных мощностей в стране признает и Комитет Государственной думы по охране здоровья. Свердловская область стала первым регионом, создавшим трехступенчатую службу реабилитации тяжелых кардиологических и неврологических пациентов.

– Три года назад нам поставили цель – внедрить трехуровневую систему помощи по профилю «медицинская реабилитация», причем почти без денег, потому что средств на это никто не планировал, и нужно было каким-то образом найти источник финансирования, – говорит Андрей Белкин. – Благодаря совместным усилиям ТФОМСа и Минздрава, эту проблему удалось решить за счет отдельных заболеваний, лечение которых можно было передать в амбулаторное звено без ущерба для пациентов.

Служба включает 17 первичных сосудистых отделений (500 коек), где работают реабилитационные бригады, семь специализированных отделений в государственных и частных медицинских центрах (200 коек) и три загородные реабилитационные клиники (90 коек). Критерий, оценивающий тяжесть пациентов по шкале Ренкина, предложенный свердловскими неврологами, теперь будут использовать по всей стране.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.