Почти у двух из трех женщин, участвовавших в исследовании в период пандемии COVID-19, овуляция протекала с нарушениями. Результаты представлены на ежегодной конференции ENDO 2022.
У женщин наблюдалась либо короткая лютеиновая фаза, либо ановуляторный цикл, выяснили ученые из Университета Британской Колумбии. Сравнивали два независимых, одинаково спланированных исследования, проведенных с разницей в 13 лет.
В первом исследовании, проведенном в 2006—2008 годах, участвовали 301 женщина, во втором — 112. Оценивали овуляцию и менструации у женщин 19—35 лет, которые не принимали системные, комбинированные гормональные контрацептивы.
Участницы отвечали на вопросы комплексной анкеты по вопросам здоровья, репродукции и образа жизни. Также их просили вести ежедневный дневник менструальных циклов, настроения и симптомов.
В первом исследовании оценивали овуляцию путем измерения уровня прогестерона в моче. Во втором — с помощью базальной температуры, а также оценки прогестерона в слюне.
Продолжительность цикла была одинаковой: примерно 30 дней. Нормальную овуляцию выявили у 90% женщин в ранее проведенном исследовании, и только у 37% в период пандемии COVID-19. Нарушения овуляции в регулярных циклах нормальной длины (с короткой лютеиновой фазой или отсутствием овуляции) обнаружили у 63% участниц в раннем исследовании и у 10% в период COVID-19.
Анализ дневника менструального цикла в период пандемии показал значительное увеличение тревожности, депрессии, фрустрации (общего негативного настроения), воспринимаемых внешних стрессов, проблем со сном и головных болей по сравнению с первым исследованием.
«Нарушения жизнедеятельности в связи с пандемией COVID-19 вызывают овуляторные нарушения в рамках регулярных менструальных циклов», — сделали вывод авторы исследования.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.