Средства страхового запаса на повышение зарплат врачей в 2021 году использованы всего на 3%

16.11.2021
11:07
Программа софинансирования расходов на оплату труда врачей и медицинского персонала за счет средств нормированного страхового запаса (НСЗ) реализуется недостаточно эффективно, считает Счетная палата. Деньги распределяются без учета потребности регионов в медработниках.

Программа софинансирования расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала за счет средств нормированного страхового запаса (НСЗ) Фонда обязательного медицинского страхования ОМС (ФОМС) реализуется с 2019 года недостаточно эффективно. Об этом говорится в отчете Счетной палаты.

Так, в 2019 году из предусмотренных на реализацию мероприятия по софинансированию расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала (СМП) 12,3 млрд руб. использовано 3,1 млрд руб. (или 25%). В 2020 году из 18,3 млрд руб. использовано 2,8 млрд руб. (или 15,3%). По итогам первого полугодия 2021 года из 18,3 млрд руб. использовано 0,5 млрд руб. (или 2,7%), следует из отчета.

Программа софинансирования призвана ликвидировать кадровый дефицит в сфере здравоохранения. Для этого среднюю зарплату младшего и среднего медперсонала планировалось поднять до 100% от среднего уровня в регионе, а врачей с высшим образованием – до 200% от этого уровня. Но достичь этой цели пока не удалось, отмечают аудиторы.

По их данным, в 2019 году из планируемых почти 25 тыс. медработников зарплату за счет средств НСЗ получили только 9,8 тыс. человек, или 39%, в 2020 году – 27%, или 7 тыс. медработников из прогнозируемых 25 тыс., в первом полугодии 2021 года – всего 7%, или 2,8 тыс. медработников из 39,2 тыс. Кроме того, сокращается и количество медорганизаций, участвующих в программе: в 2019 году поддержкой пользовались 2803 учреждения, а в первом полугодии 2021 года их число уменьшилось до 2042.

По мнению заместителя председателя Счетной палаты Галины Изотовой, главная причина низкого уровня реализации проекта – недостаточно эффективный механизм планирования и распределения средств НСЗ: деньги распределяются без учета потребности регионов в медработниках.

Другая причина – недостатки действующих нормативных правовых актов. К примеру, принятый в феврале 2021 года приказ Минздрава лишил часть учреждений возможности пользоваться такой поддержкой из-за несоответствия установленным требованиям, хотя раньше они принимали участие в программе.

Счетная палата рекомендовала до 1 апреля 2022 года включить диспансеры, медико-санитарные части, областные больницы в перечень медорганизаций, которым предоставляются средства НСЗ на софинансирование оплаты труда врачей, и проанализировать причины их низкого освоения.

Ранее «МВ» писал, что Комитет Госдумы по охране здоровья уже выражал обеспокоенность кадровой ситуацией в здравоохранении. Одной из причин этого в заключении на проект закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» называли низкую степень освоения средств, предусмотренных на софинансирование расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала в НСЗ ФОМС.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.