«Развитие оказания специализированной медицинской помощи больным с ВПС привело к росту первичной диагностики этой группы заболеваний, в том числе пренатальной. Видимо, этот процент не снижается потому, что мы начали достаточно активно диагностировать эти ВПС», – предположил Константин Шаталов.
По словам специалиста, из 12 270 больных, родившихся с ВПС в 2018 г., в хирургическом лечении на первом году жизни нуждаются 8 100. За год выполнено 7 370 операций у младенцев, причем первичных – лишь у 4 780 пациентов. «Таким образом, в нашей когорте существуют 3 300 пациентов, не получивших хирургическую помощь на первом году жизни. Это является серьезным вызовом для нас», – отметил он.
Анализ отчетов о деятельности стационаров в 2017 г. показал, что квалифицированная хирургическая помощь больным с ВПС оказывается в 89 стационарах, новорожденным – только в 35, из которых лишь в 30 выполняют операции с искусственным кровообращением. «Эти показатели не соответствуют той проблематике, которая есть в стране. То есть количество клиник не соответствует их качественному уровню, и с этим надо разбираться», – считает специалист.
Обобщая картину, Константин Шаталов отметил, что за предыдущее десятилетие государство вложило много средств и усилий в развитие кардиологии, в том числе детской. «Но сейчас интерес к этой теме начинает сходить на нет. Появился новый флаг – новое десятилетие будет идти под эгидой онкологии. Проблема кардиологии, хирургического лечения ВПС как бы решена. Наша задача – возмутиться и сказать: нет, не все решено. Существуют проблемы довольно серьезные, и одна из них – дефицит оказания этого вида медицинской помощи, необходимость повышения ее качества», – резюмировал эксперт.
Директор НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, президент Лиги здоровья нации, председатель Комиссии Общественной палаты по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Лео Бокерия поддержал коллегу.
«Анализируя ситуацию с 1995 года, мы пришли к выводу, что сдвиги очень небольшие. В лечении критического ВПС мы продвинулись, но пока еще мало сделали», – признал он, призвав коллег обобщить проблемы и сформулировать запросы, чтобы поставить их перед Минздравом и правительством. «У нас есть возможности делать это не хуже, чем в тех странах, на которые мы ссылаемся и куда вывозят наших детей. Просто надо выстроить правильную политику и планомерно добиваться, чтобы она выполнялась», – сказал он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.