Реальная психологическая помощь онкопациентам в Москве практически отсутствует

20.10.2016
00:00
Реальная психологическая помощь онкологическим пациентам и их родственникам в Москве практически отсутствует. В регионах с этим не намного, но лучше. Об этом сказала директор проекта круглосуточной поддержки в борьбе с раком «Ясное утро» Ольга Гольдман в рамках VIII Российского съезда онкопсихологов 20 октября.

По ее словам, в настоящее время такого рода деятельность ведут только некоммерческие организации. Преимущественно, это частные проекты, которые существуют на деньги благотворителей. В медучреждениях, где есть отделения онкологического профиля, штатных ставок медицинских психологов практически нет. «Психологическая поддержка – это важная часть сопровождения именно онкологических больных. Практика показывает, что в той или иной форме в ней нуждается 90% больных. Однако у нас в стандартах лечения онкологических больных нет поддержки психолога. Если пациент находится в клинической стадии, где ему нужен врач-психотерапевт, тогда, наверное, ему окажут помощь, особенно если он находится в больнице. Если же он находится дома, единственное место, где он может такую помощь получить, это психоневрологический диспансер. Куда, естественно, он сам никогда не обратится», – уточнила Ольга Гольдман.

Важно, что в психологической помощи нуждаются не только сами пациенты, но и члены их семей. Особенно это касается родителей маленьких детей со злокачественными новообразованиями. По данным статистики, в той или иной форме с онкологическим заболеванием сталкивалась каждая четвертая семья в России. Как рассказала заведующая кафедрой общей психологии и педагогики психолого-социального факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Марина Ивашкина, одной из самых частых реакций на болезнь близкого человека в семье является отрицание. В итоге пациент начинает чувствовать себя в вакууме и вообще не ощущает никакой помощи.

«По данным проведенного нашей организацией опроса пациентов с онкологическими заболеваниями, почти 40% не знают о существовании психологов, специализирующихся на онкологической теме. И только каждый седьмой из опрошенных к ним обращался», – сообщил заместитель председателя правления МОО «Содействие больным саркомой» член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Александр Бочаров.

Как рассказала Ольга Гольдман, в 2015 году на общероссийскую «горячую линию» проекта «Ясное утро» поступило почти 27 тыс. звонков от пациентов и членов их семей. Из них более половины звонков были сделаны из регионов. При этом около 3% поступивших звонков были связаны с возможным суицидом. «Это очень много. Обычно в статистике работы «горячих линий» таких звонков не более 1,5-2%. А неофициальные данные говорят, что до 15% пациентов отказываются от лечения. Люди отказываются, потому что не верят, что имеет смысл через этот ад проходить, так как ты все равно умрешь», – говорит эксперт.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.