Эти состояния значительно ухудшают прогноз и требуют комплексного подхода к лечению, включающему не только медикаментозную терапию, но и снижение вреда от табакокурения, которое относится к ключевым факторам риска при подобных коморбидных расстройствах, добавил специалист.
Как отметил Барсуков, сахарный диабет оказывает разрушительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У пациентов с СД2 наблюдается прогрессирующее диффузное поражение артерий и артериол, снижение способности к межсистемной коллатерализации*. «Это особенно опасно для пациентов, перенесших инфаркт, так как у них отсутствует механизм нормализации кровотока в миокарде, — уточнил врач. — Кроме того, поражение сосудов при сахарном диабете часто носит мультифокальный характер, когда страдает сразу несколько крупных сосудов, что значительно осложняет лечение».
Пациенты с сахарным диабетом, страдающие ишемической болезнью сердца (ИБС), имеют значительно худший прогноз по сравнению с пациентами без диабета, констатировал профессор. Это подтверждают данные исследований, которые показывают, что пациенты с диабетом и доказанной коронарной недостаточностью имеют более высокий риск неблагоприятных исходов.
«Среди «традиционных» факторов риска, таких как артериальная гипертензия, ожирение и нарушения образа жизни, сахарный диабет занимает особое место, — отметил он. — Однако к этим факторам в последние годы добавляются и новые, нетрадиционные риски, такие как ВИЧ-инфекция, использование антиретровирусной терапии и хронические воспалительные заболевания. Среди них — ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева и псориаз, которые могут значительно повышать риск развития сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с сахарным диабетом».
В решении проблемы сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с СД2 важен комплексный подход, включающий коррекцию образа жизни, медикаментозное лечение и, при необходимости, хирургические вмешательства. По словам Барсукова, для лечения коронарной болезни сердца, осложненной диабетом 2-го типа, эффективны такие сахароснижающие препараты, как ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера второго типа (иНГКТ-2) и агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (аГПП-1). «Они доказали свою эффективность в улучшении сердечно-сосудистых исходов и снижении риска осложнений, — подчеркнул он. — В последние годы их использование значительно возросло, особенно в странах с развитой экономикой, что свидетельствует о высокой результативности такого подхода».
Прием статинов также значительно снижает риск развития осложнений у пациентов с СД2. Данные, полученные в ходе метаанализа 24 рандомизированных клинических исследований (РКИ), показали, что благодаря статинам риск развития сердечно-сосудистых событий в целом снижается на 20%, причем риск ишемического инсульта снижается на 17% при первичной профилактике и на 26% — при вторичной профилактике, а риск осложнений ИБС снижается на 22% при первичной профилактике и на 26% — при вторичной профилактике. «Руководство AHA/ACC по лечению пациентов с ИБС рекомендует использование ингибиторов натрий-глюкозного котранспортера второго типа (иНГКТ2), агонистов рецепторов глюкагоноподобного пептида 1 (ГПП1), а также блокаторов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) у пациентов с СД2 для снижения риска обширных сердечно-сосудистых событий», — рассказал Барсуков.
Лекарственная терапия — необходимое, но недостаточное условие успешного лечения, добавил профессор. По его мнению, работа с пациентами с диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями предполагает системный подход. «Так, следует учитывать, что диабет не только осложняет течение сердечно-сосудистых заболеваний, но и делает стандартные методы лечения менее эффективными, — предостерег он. — Это требует индивидуального подхода к каждому пациенту, основанного на тщательном анализе его клинического профиля и динамики заболевания, что особенно актуально для пациентов, у которых уже имеются сердечно-сосудистые осложнения, такие как инфаркт миокарда или ИБС».
Одна из ключевых задач в лечении пациентов с диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями — снижение общего уровня риска, уверен Барсуков. «Для этого наряду с медикаментозными мерами необходима модификация образа жизни, — подчеркнул специалист. — Так, например, курение остается одним из самых агрессивных поведенческих факторов риска, который может значительно ухудшить прогноз для таких пациентов. Отказ от курения — это «золотой стандарт» в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, однако для тех, кто не может бросить курить сразу, может быть рассмотрена временная мера — переход на электронные системы доставки никотина».
Исследования показывают, что при использовании таких устройств уровни токсичных веществ в выделяемом аэрозоле значительно снижены, что замедляет развитие атеросклероза, что особенно важно для пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний. Рекомендация по переходу на альтернативные никотинсодержащие продукты, когда другие методы не работают, содержится и в последнем Руководстве Американской кардиологической ассоциации. «Даже временное снижение вреда за счет перехода на альтернативные средства доставки никотина может стать важным шагом на пути к улучшению общего состояния здоровья пациента с сердечно-сосудистыми и метаболическими патологиями», — уверен профессор.
В работе с таким пациентом важен не только медицинский, но и «социальный» подход к борьбе с курением, считает Барсуков. «Государственные усилия, направленные на снижение распространенности курения среди населения, могут сыграть ключевую роль в улучшении общественного здоровья, — заявил он. — Необходимо предпринимать активные шаги, чтобы молодые люди не начинали курить, а также ограничивать доступ подростков к табачным изделиям. Вместе с тем взрослые, которые пока не мотивированы на отказ от курения, должны иметь возможность уменьшить вред для своего здоровья. Для этого они могут перейти на менее вредную продукцию либо получить информацию о менее вредных альтернативах».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.