В центре внимания конференции была тема защиты прав человека, а также этические и юридические проблемы в сфере трансплантологии, включая аспекты, связанные с торговлей человеческими органами.
Работу конференции открыл статс-секретарь — заместитель министра здравоохранения РФ Дмитрий Костенников. Он сообщил, что в Правительстве РФ находится проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», целями которого являются: создание правовых и организационных условий донорства органов человека и их трансплантации, а также достижение баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов при осуществлении правового регулирования отношений, связанных с донорством органов человека и их трансплантацией.
Генеральный директор Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Филипп Буайя назвал вступление России в Совет Европы важной вехой в истории Европы. Он подчеркнул, что за эти два десятилетия Российская Федерация подписала около 60 конвенций Союза Европы и многие из них, в том числе в области биоэтики, были разработаны в России.
— Прогресс медицины создал возможности для злоупотребления его достижениями, в результате нарушаются права и унижается достоинство человека. Донорство и трансплантология требуют взаимодействия стран в области прав человека, — сказал Филипп Буайя.
Он напомнил, что арсенал разработанных Советом Европы документов в 1997 г. пополнился первым международным юридически обязывающим документом в этой сфере — Конвенцией о правах человека и биомедицине — принятым в г. Овьедо (Испания). Этот документ создал правовые рамки, применяемые к повседневной медицине и к новым технологиям в сфере человеческой биологии и медицины.
По словам бывшего Генерального секретаря Совета Европы, профессора политологии Стокгольмского университета (Швеция) Даниэля Таршиса, нехватка органов для пересадки породила ряд сложных проблем, в том числе черный рынок органов и убийства людей ради получения органов. Возникают серьезные вопросы в справедливом распределении органов (соблюдение очередности вне зависимости от материального положения пациента), необходима презумпция согласия на донорство.
Профессор хирургии Мадридского университета, член комитета Совета Европы по биоэтике Хавьер Ариас-Диаз подчеркнул, что в Дополнительном протоколе к Конвенции Овьедо присутствует запрет финансовой выгоды от продажи органов от живого человека. Кроме того, необходимо оговаривать условия передачи органа, чтобы исключить причины для принуждения донора к передаче органа.
С докладом о текущей ситуации и перспективах развития системы трансплантации органов в России выступил главный специалист - трансплантолог Минздрава России, директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова Сергей Готье.
Он отметил, что в нашей стране действуют 43 центра по трансплантации органов, причем лишь в 23 субъектах РФ. В основном такие операции проводятся в Москве и Петербурге. На данный момент в листе ожидания на трансплантацию почки находятся 4167 человек. Почти 70% трансплантаций почки осуществляется путем пересадки органа от умершего и 30% — прижизненная пересадка. При потребности 300-400 трансплантаций почек в год осуществляется лишь 50-70. Главная причина — нехватка органов: по опросам, до 60% россиян не думают о возможности посмертного донорства. Но есть и позитивные новости: за последние 5 лет в 14 городах нашей страны открылось 20 новых центров по трансплантации органов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.