Сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулёв обратился в Минздрав и Федеральный фонд ОМС с просьбой пересмотреть планируемые изменения в способах оплаты терапии с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов (ГИБП и СИ) в рамках оказания медицинской помощи в системе ОМС. Сканы писем от 7 октября размещены на сайте ВСП.
Поводом для обращения стала публикация проекта Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Документ предусматривает изменение способов оплаты лечения с применением ГИБП и СИ: назначение и замена терапии этими группами препаратов будут возможны только в рамках высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). При этом не уточняется, как будет осуществляться доступ пациентов к лечению по тем врачебным профилям, которые до сих пор использовали ГИБП и СИ в рамках клинико-статистических групп (КСГ): «аллергология-иммунология», «пульмонология», «оториноларингология», «дерматовенерология».
Как пояснила «МВ» вице-президент Ассоциации ревматологических пациентов «Надежда» Полина Пчельникова, до 2022 года все три этапа лечения пациентов с применением ГИБП и СИ оплачивались как в рамках ВМП, так и в системе ОМС в составе КСГ. Исключение дублирования видов медпомощи в перечнях ВМП с 2023 года приведет к тому, что назначение и замену терапии будет возможно оплатить только как высокотехнологичную медпомощь, а лечение — только по КСГ.
В перечнях ВМП по «аллергологии-иммунологии», «пульмонологии», «оториноларингологии», «дерматовенерологии» нет соответствующих кодов заболеваний. В частности, полностью из системы выпадает такая группа жизнеугрожающих заболеваний, как системные васкулиты.
«Из текста проекта можно сделать вывод, что у пациентов с такими диагнозами не будет возможности инициации терапии, пока не появится соответствующий тариф ВМП. В рамках КСГ тарифы на генно-инженерную биологическую и иммуносупрессивную терапию не покрывают стоимость начала лечения», — уточнила Пчельникова.
Кроме того, ВМП возможно оказывать только в медорганизациях третьего уровня. В некоторых регионах таких учреждений нет, а большинство кожно-венерологических диспансеров не имеют лицензии на ВМП по профилю «дерматология».
Пациентская организация предложила Минздраву несколько моделей оплаты медпомощи с применением ГИБП и СИ: сохранить возможность начала терапии или замены препаратов в рамках КСГ; разъяснить врачам, что это возможно по всем врачебным профилям, по которым они используются; рассмотреть возможность введения двухкратного тарифа КСГ в случае необходимости повышенной дозировки; создать отдельную КСГ для начала или замены терапии с тарифом, приближенным к аналогичному тарифу ВМП, установленному в Программе госгаратий на 2023 год.
Реализация проекта без изменений приведет к тому, что большинство пациентов с иммуновоспалительными заболеваниями могут лишиться возможности получить современную терапию ГИБП и СИ за счет средств ОМС, так как не все медорганизации будут готовы использовать недостаточные тарифы для инициации или замены лечения. Участятся случаи стационарного лечения, а сроки ожидания госпитализации по ВМП существенно увеличатся. Это приведет к ухудшению качества жизни пациентов, росту инвалидизации и смертности.
Представители пациентских организаций в конце прошлого года уже выступали с жалобами на сокращение расходов на терапию с использованием ГИБП и СИ у ревматологических пациентов, сообщал «МВ». Их поддержали главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава академик РАН Лейла Намазова-Баранова и главный врач Института иммунологии ФМБА Наталья Ильина. В Центре экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) Минздрава тогда пояснили, что новые расценки стали результатом анализа затрат медорганизаций и, по мнению экспертов, позволят обеспечить доступ к лечению большему числу пациентов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.