Тяжелое течение COVID-19 связано с наследуемыми различиями структуры двух рецепторов иммунной системы, которые распознают РНК вирусов. Об этом сообщила на расширенном собрании Российской академии наук 14 декабря руководитель ФМБА Вероника Скворцова.
Исследования агентства показали, что наличие альтернативных вариантов генов (или полиморфизм), кодирующих белки-рецепторы иммунной системы, связано с тяжелым течением COVID-19. Полиморфизм Толл-подобных рецепторов 3 и 7 типа связан с тяжелым течением коронавирусной инфекции. Рецепторы располагаются внутри и на поверхности некоторых клеток крови и распознают чужие вирусные РНК.
По словам Скворцовой, полимофризм указанных рецепторов выявлен у 72-86% пациентов с тяжелым течением COVID-19. Относительно редко указанные структурные различия встречается в популяции, по данным руководителя ФМБА, в 4,6 и 7,5% случаев.
Распределение представленности структурных различий генов рецепторов в популяции во многом соответствует распределению смертности от COVID-19, сообщила Скворцова.
Она также пояснила механизмы более тяжелого течения коронавирусной инфекции, вызванной «Дельта» вариантом вируса. Это связано с мутацией в гене вспомогательного белка Orf7a. Мутировавший белок приобретает новые свойства.
«Если исходный вариант вызывает экспрессию генов, участвующих в белковом фолдинге (правильной структурной укладке белков), то мутантный вызывает мощную активацию экспрессии генов врожденного иммунитета <…> и провоспалительных цитокинов», — сообщила Скворцова. Это приводит к гиперактивации иммунитета и развитию системной воспалительной реакции. С мутацией белка связано нарушение работы другого белка-блокатора, что приводит к резкому увеличению вирусной нагрузки в организме.
В начале заболевания, вызванного «Дельтой», вирусная нагрузка в тысячу раз превышает таковую при заражении первоначальным, уханьским вариантом.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.