Ученые из Гарвардской медицинской школы и Колумбийского университета оценили, можно ли выявить скрытое сознание у пациентов с черепно-мозговой травмой, которые не реагировали на внешние раздражители. Результаты исследования опубликованы в журнале NEJM.
Анализ показал, что у 25% пациентов, которые не реагировали на внешние раздражители, наблюдалось скрытое сознание по данным функциональной магнитно-резонансной томографии и электроэнцефалографии.
Во время этих обследований участники слышали инструкции, такие как «представьте, что вы поднимаете и опускаете руку», а затем через 15–30 секунд «перестаньте представлять, что вы поднимаете и опускаете руку». Обследование показало, что четверть участников неоднократно скрытно следовали этой инструкции в течение нескольких минут.
По словам авторов исследования, пациенты, у которых наблюдается это явление (когнитивно-моторная диссоциация, или скрытое сознание), понимают язык, помнят инструкции и могут удерживать внимание, даже если они кажутся невосприимчивыми. У этих пациентов когнитивные способности превышают двигательные способности и, следовательно, диссоциированы от них.
Анализировали данные 241 пациента с черепно-мозговой травмой, которые не реагировали на внешние раздражители. Средний возраст участников составил 37,9 года, среднее время между травмой головного мозга и оценкой с помощью шкалы восстановления после комы (пересмотренной) составило 7,9 месяца. Все пациенты прошли функциональную магнитно-резонансную томографию и электроэнцефалографию, во время которых получали голосовые инструкции.
Авторы заключили, что скрытое сознание у пациентов с черепно-мозговой травмой и без реакции на внешние раздражители встречается чаще, чем предполагалось. Поэтому необходимо взаимодействовать с этими пациентами, чтобы попытаться помочь им поддерживать связь с окружающим миром.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.