Контрольные мероприятия проводились по поручению Президента РФ. Объектами проверки стали Министерство связи и массовых коммуникаций (камерально) и ПАО «Ростелеком», в частности Белгородский и Алтайский филиалы компании.
Как отметила в докладе заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова, в послании Президента Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. предлагалось подключить к скоростному интернету в 2017-2018 гг. все больницы и поликлиники страны. Для этого Правительство РФ совместно с органами госвласти регионов должны были до 15 марта 2017 г. утвердить план-график, подготовка которого была поручена Минкомсвязи, Минздраву и Минфину. Однако, как выяснили аудиторы, к февралю 2018 г. этот документ не был утвержден, что привело к ряду нарушений.
Аудиторы отмечают, что работа по подключению к сети медорганизаций (включая выделение средств, определение единственного исполнителя и заключение контракта) была развернута без графика. В бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. ассигнования на эти цели предусмотрены не были, средства выделялись из резервного фонда Правительства. В июле 2017 г. Минкомсвязи получило 5,46 млрд руб. на подключение 3 942 точек в медицинских организациях к интернету, а в сентябре был назначен единственный исполнитель по госконтракту на прошлый год - ПАО «Ростелеком». Тогда же появилось и обоснование цены контракта на указанную сумму. Однако в этом документе, по мнению Счетной палаты, были использованы неактуальные данные о стоимости работ, которые существенно превышают текущие рыночные цены.
В результате ПАО «Ростелеком» фактически израсходовало 1,93 млрд руб., или 35% от суммы контракта, подключив к интернету 3 134 точки в больницах и поликлиниках в 63 регионах. Расходы компании в рамках исполнения контракта составили 1,34 млрд руб., фактическая прибыль - 589,5 млн руб., или 30% от цены контракта.
В условиях функционирующего рынка услуг связи возможно обеспечить достижение поставленных целей со значительно меньшими расходами бюджетных средств, считают в Счетной палате. Во многих населенных пунктах, в которых происходило в 2017 г. подключение к сети ЛПУ, функционируют организации, оказывающие услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к интернету. Кроме того, при полном покрытии расходов коммерческой организации за счет средств федерального бюджета ограничивается конкуренция.
Аудиторы также указывают, что в ходе исполнения контракта в 2017 г. была произведена замена 667 медицинских организаций или 21,3% от общего количества объектов подключения из перечня, изначально сформированного Минкомсвязи. Что, по мнению Счетной палаты, свидетельствует о недостаточном уровне проработки перечня Минздравом. Впрочем, список менялся федеральными ведомствами и регионами в течение всего 2017 г. Аналогичная чехарда происходит и в 2018 г.
Не обошлось и без финансовых нарушений. Так, в ходе выездной проверки в Белгородском филиале ПАО «Ростелеком» аудиторами выявлено подключение к интернету в рамках контракта организаций, не являющихся медицинскими. Это указывает на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета в объеме 1,9 млн руб., говорится в отчете.
В федеральном бюджете на 2018 г. и плановый период предусмотрены средства на обеспечение подключений медорганизаций к интернету в объеме 5 млрд руб. ежегодно. «На сегодня согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» указанные лимиты бюджетных обязательств Минкомсвязи заблокированы, что создает риски позднего заключения госконтрактов на подключение больниц и поликлиник в 2018 г.», - резюмировала Вера Чистова.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.