Некоторые европейские клиники перестали оформлять лечение россиянам. В сервисе TopMedClinic, объединяющем медицинские турагентства, «МВ» рассказали про такие случаи в одной из многопрофильных швейцарских больниц и немецкой «Шаритэ».
«Ряд немецких государственных и университетских клиник фактически перестали работать с российскими пациентами. Они принимают заявки, но ответ получить невозможно. Видно, что появилось негласное правило не заниматься россиянами или оставлять их «на потом». Но пациентам с критическим состоянием лечение требуется здесь и сейчас», — уточнила CEO TopMedClinic Виктория Сандалюк. Она также отметила, что европейские клиники демонстрируют, что больше не смотрят на российский рынок. «Например, они убрали русскоговорящих операторов», — пояснила эксперт.
В России берлинская клиника «Шаритэ» получила известность после того, как летом 2020 года в ней вернули к жизни после отравления нервно-паралитическим веществом «Новичок» оппозиционера Алексея Навального. По итогам лечения исследователи клиники опубликовали в журнале Lancet отчет, где подробно описали клиническую картину интоксикации. |
В одном из крупнейших провайдеров медстрахования Madanes подтвердили, что немецкие госклиники не берут пациентов из России. «В крупном известном медучреждении (подтвердить, что речь идет о «Шаритэ», в компании отказались. — Прим. ред.) нам сказали, что официально отказать в приеме они не могут, но процедура оформления будет такой, что пациент из России к ним не поедет. Специально затягивают сроки оформления», — рассказала «МВ» генеральный директор представительства Madanes на территории России и СНГ Елена Солопова.
Сложности с получением лечения в госклиниках Германии подтвердил «МВ» и основатель сервиса «Клиники Германии» Максим Рыков. «Абсолютно все немецкие государственные клиники, в том числе «Шаритэ», больше не выдают медицинские приглашения россиянам. Это факт. В клиниках нам объясняют, что у них даже больше нет нужных формуляров в системе. То есть раньше у них была форма медприглашения по стране «Россия», а теперь она из базы удалена», — объяснил Рыков. По его словам, пройти лечение в «Шаритэ» или другой госклинике пациенту из России можно будет, только если он найдет медицинское агентство в том же городе (например, Берлине), которое займется его оформлением. Стоимость подобной услуги в Мюнхене, например, стоит около 750 евро.
В компании CMP Germed GmbH, занимающейся оформлением лечения в Германии с 1998 года, «МВ» рассказали, что отказывают в приеме гражданам РФ «ряд немецких клиник разного уровня — не только университетские». От конкретизации компания воздержалась.
С отказом принимать российских детей на лечение столкнулись и благотворительные фонды. В фонде Константина Хабенского «МВ» рассказали, что ежегодно отправляли за границу несколько детей, которым необходимо проведение лазерной абляции эпилептических очагов (метод не внедрен в России. — Прим. ред.). В 2022 году американская Texas’s Children Hospital приостановила сотрудничество «в одностороннем порядке». В фонде считают, что это связано с финансовыми опасениями клиники: даже если благотворители заплатят за плановую госпитализацию подопечного, ребенку уже в клинике может потребоваться оплата дополнительных медицинских услуг (реанимационные мероприятия или проведение повторной операции тем же методом), а перебои с переводом денег из России не позволят это сделать.
«Шаритэ» и Texas’s Children Hospital не ответили на запросы «МВ».
В начале февраля зам. министра здравоохранения Евгений Камкин на заседании Совета Федерации заявил о снижении числа онкопациентов, выезжающих на лечение за рубеж, по итогам 2022 года. Чиновник объяснил тенденцию улучшением качества онкологической медпомощи в России.
Данные по динамике числа выезжающих за рубеж пациентов с критическими нозологиями Минздрав не раскрывает: на запрос «МВ» пресс-служба ведомства не ответила.
По данным сервиса TopMedClinic, число уехавших на лечение за границу россиян в 2022 году сократилось минимум на 30—40%. В Madanes «МВ» рассказали, что весной-летом 2022 года спрос на зарубежное лечение даже вырос к 2021 году из-за ослабления «ковидных» ограничений, но уже к осени снизился по сравнению с летними месяцами почти вдвое. «Если сравнивать с докоронавирусным 2019 годом, спрос сейчас ниже минимум на треть», — уточнила Солопова.
В «Русфонде» число отправленных за границу детей снизилось почти вдвое: в 2021 году даже с учетом ограничений таких пациентов было 31, по итогам 2022 года — 17. Онкобольных в списке прошлого года оказалось только четверо.
Уменьшение числа выезжающих пациентов связано со снижением не спроса, а возможностей пациентов, полагает Сандалюк, «Если раньше работа шла потоком — мы связывались с клиниками и дальше сразу занимались оформлением пациента, то теперь либо получаем ответы, что клиника не может принять человека из-за российского паспорта, либо пациент отказывается сам, узнав стоимость лечения», — пояснила она.
Цены существенно выросли из-за усложнения логистики — перелетов и допрасходов на агентские услуги по оформлению виз и обхода финансовых ограничений для россиян. Согласно расчетам Madanes, стоимость самого лечения за рубежом выросла за год на 15%, а вот авиабилеты в некоторые месяцы могли обойтись пациентам в 700 тыс. руб.
В «Русфонде» рассказали, что оплата билетов ложится на родителей подопечных, и если раньше фонд мог помочь купить их, используя программу «Аэрофлота» «Мили милосердия», то теперь из-за запрета для госкорпорации выполнять рейсы в Европу и США полную стоимость билетов других авиакомпаний оплачивают семьи. Цена перелета для больных детей теперь составляет в среднем от 200 тыс. руб., добавили в фонде.
Хотя визовые санкции для россиян не должны были затронуть медицинские визы, процесс их оформления усложнился. По данным Madanes, срок увеличился до 10 дней и дольше. В «Русфонде» говорят, что визу пациентам иногда приходится ждать месяцами. Сохраняются и все дополнительные требования, которые были введены для обычных туристов. Например, пациенты, которым необходимо лечение в Германии, должны подтвердить, что у них есть источник средств за пределами России и Белоруссии.
«Мы готовим в консульство гарантийное письмо, что все расходы, которые возникнут у пациента, будут покрыты нашей компанией. Но если человек действует самостоятельно и таких финансовых гарантий у него нет, вопрос с оформлением лечения ему решить будет сложно», — говорит Солопова. Кроме того, отмечают в компании, есть проблема и с сокращением сроков действия виз — часто они оказываются короче, нежели этого требует лечение и реабилитационный период.
Санкции изменили TOP самых популярных направлений для лечения россиян за рубежом. По данным TopMedClinic, лидерство у Швейцарии, Германии и Израиля перехватили открытые для граждан Турция, Израиль и Корея.
Изменились и нозологии, с которыми чаще всего граждане теперь уезжают лечиться за границу. Так, в Madanes раньше были востребованы эстетическая косметология, затем шли онкологические заболевания, неврологические операции, кардио- и ортопедическая хирургия. Сейчас больше половины (65%) всех обращений приходится на критические заболевания — поздние стадии онкологических заболеваний. Виктория Сандалюк подтверждает эту тенденцию.
Усложнение процедуры выезда на лечение за рубеж может оказаться для некоторых россиян «фатальным». «Когда время идет если не на дни, то на недели, мы уговариваем пациента остаться в России и не потерять драгоценное время», — говорит Солопова. При этом она подчеркивает, что ограничения могут помочь побороть миф, что за границей лечиться всегда лучше. В TopMedClinic также прогнозируют рост «вынужденного интереса» к российскому здравоохранению, как следствие — «открытие отечественных профессионалов».
Однако даже при возросшем спросе на медуслуги в России отсутствующие в отечественном здравоохранении методики в 2022 году так и не появились. В фонде Хабенского «МВ» рассказали, что пытаются вести переговоры с государственными медцентрами и производителями для внедрения процедуры лазерной абляции, но они пока «не готовы к сотрудничеству». Проведение такого лечения в России обсуждалось Минздравом и фондом «Круг добра», «МВ» направил запрос в ведомство и благотворительную организацию.
Весной 2022 года российские онкогематологические пациенты лишились возможности получать клеточную терапию (CAR-T-терапию). Причиной стала остановка поставки оборудования компанией Miltenyi Biotec в Россию. Аппаратура и расходные материалы использовались для гаплоидентичных трансплантаций с очисткой трансплантационного материала от лимфоцитов, вызывающих реакцию «трансплантат против хозяина», и для генно-инженерных трансплантаций с измененным рецептором Т-лимфоцитов. Член Комитета Госдумы по охране здоровья, президент Центра Рогачева Александр Румянцев называл решение Miltenyi Biotec геноцидом. Тогда же российские лаборатории сообщили «МВ» о риске остановки одного из самых современных методов диагностики хромосомных аномалий — флуоресцентной гибридизации in situ (FISH), применяемого в преимплантационной, пренатальной и постнатальной генетической диагностике, а также для определения хромосомных аномалий в случае онкологических и онкогематологических заболеваний. Причиной стал уход из страны американского производителя научного оборудования, реагентов, расходных материалов и программного обеспечения Thermo Fisher Scientific. Его аналогов в стране также нет. |
В результате медицинский туризм остается доступным только очень обеспеченным людям, которые даже в случае еще больших ограничений смогут лечиться у европейских специалистов. В TopMedClinic рассказали, что в 2022 году появились даже экзотические варианты получения лечения. Например, специалист из Германии прилетал принимать российского пациента в Узбекистан, где разрешена врачебная практика с дипломом любой страны.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.