Российская вакцина появилась в The Lancet

04.09.2020
20:33
Научный журнал The Lancet опубликовал результаты I–II фаз клинических исследований вакцины «Гам-КОВИД-Вак», разработанной в НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи. «МВ» изучил публикацию и представляет краткие сведения из нее.

Общая информация

Разработана гетерологичная вакцина от COVID-19, состоящая из двух компонентов: рекомбинантного вектора аденовируса типа 26 (rAd26) и рекомбинантного вектора аденовируса типа 5 (rAd5), оба из которых несут ген спайкового гликопротеина вируса SARS-CoV-2 (rAd26-S и rAd5-S). Цель исследования — оценить безопасность и иммуногенность двух форм (замороженной и лиофилизированной) этой вакцины.

Методы

Проведены два открытых нерандомизированных исследования фаз 1 и 2 в двух больницах России. В оба испытания включили здоровых взрослых добровольцев (мужчин и женщин) в возрасте 18—60 лет. В фазе 1 каждого исследования на 0-й день внутримышечно вводилась либо одна доза rAd26-S, либо одна доза rAd5-S, безопасность этих двух компонентов оценивалась в течение 28 дней. Во 2-й фазе исследования, которая началась не ранее чем через 5 дней после вакцинации 1-й фазы, внутримышечно вводили вакцину в режиме прайм-буст, причем rAd26-S вводилась на 0-й день, а rAd5-S — на 21-й.

Для фаз 1 и 2 не проводилось никакой рандомизации или специального отбора. Участники были включены сразу же после подписания информированного согласия. Участники проходили клинические и лабораторные исследования на 0, 2 и 14-й дни в фазе 1 и на 0, 14, 28 и 42-й дни в фазе 2. Лабораторные исследования включали полный анализ крови и мочи на АЛТ, АСТ, белок, билирубин, общий холестерин, ЛДГ, щелочную фосфатазу, протромбиновый индекс, глюкозу, мочевину и креатинин. Иммунный статус анализировали на 0-й и 28-й дни в фазе 1 и на 0, 28 и 42-й дни во 2-й фазе. Добровольцы находились в больнице в течение 28 дней с момента начала вакцинации.

Первичными конечными точками исследования были антиген-специфический гуморальный иммунитет (SARS-CoV-2-специфические антитела, измеренные методом иммуноферментного анализа (ИФА) на 0, 14, 21, 28 и 42-й дни) и безопасность (количество участников с нежелательными явлениями, контролируемыми на протяжении всего исследования). Вторичными конечными точками были антиген-специфический клеточный иммунитет (Т-клеточные реакции и концентрация интерферона-γ) и изменение нейтрализующих антител (выявленное с помощью анализа нейтрализации SARS-CoV-2).

Для сравнения поствакцинального иммунитета с естественным иммунитетом, формирующимся при заражении SARS-CoV-2, была получена реконвалесцентная плазма из образцов крови 4817 человек из Москвы, выздоровевших после COVID-19 (c 29 марта по 11 августа 2020 года). Плазма была получена от людей, у которых был лабораторно подтвержденный диагноз COVID-19 и которые были выздоровевшими по крайней мере в течение двух недель и дважды тестировались отрицательно методом ПЦР.

Полученные данные

В период с 18 июня по 3 августа 2020 года зарегистрировано 76 участников в двух исследованиях (по 38 в каждом). В каждом исследовании девять добровольцев получали rAd26-S в фазе 1, девять — rAd5-S в фазе 1 и 20 добровольцев — rAd26-S и rAd5-S в фазе 2. Обе вакцины были безопасны и хорошо переносились. Наиболее частыми нежелательными явлениями были боль в месте инъекции (44 [58%]), гипертермия (38 [50%]), головная боль (32 [42%]), астения (21 [28%]), мышечные и суставные боли (18 [24%]). Большинство нежелательных реакций были легкими, серьезных нежелательных явлений обнаружено не было. Все участники вырабатывали антитела к гликопротеину SARS-CoV-2. Клеточно-опосредованные реакции были обнаружены у всех участников на 28-й день, при этом медиана клеточной пролиферации составила 2,5% CD4+ и 1,3% CD8+ для замороженной вакцины, а для лиофилизированной вакцины — 1,3% CD4+ и 1,1% CD8+.

Для изучения влияния ранее существовавшего иммунного ответа на аденовирусные векторы у всех участников на 0-й и 28-й дни были измерены нейтрализующие антитела к рекомбинантным векторам. Не было отмечено достоверной корреляции между титром нейтрализующих антител к рекомбинантным вирусным векторам на 0-й день и титром специфических IgG в образцах сыворотки крови участников на 14, 21 и 28-й дни от начала вакцинации у участников 1-й фазы каждого исследования и на 14, 21, 28 и 42-й дни от начала вакцинации у участников 2-й фазы каждого исследования. Кроме того, было проанализировано образование перекрестнореактивных нейтрализующих антител к векторам rAd26 и rAd5. Введение rAd26 не увеличивало титр нейтрализующих антител к rAd5 на 28-е сутки, и наоборот, что свидетельствует об отсутствии перекрестной реактивности по отношению к компонентам вакцины. Таким образом, наличие ранее существовавшего иммунного ответа на компоненты вакцинных векторов rAd26 и rAd5 не влияет на титр специфических антител в сыворотке крови участников исследования.

Выводы

Гетерологичная векторная вакцина rAd26 и rAd5 COVID-19 показала хороший профиль безопасности и вызывала стойкий гуморальный и клеточный иммунный ответ у всех участников. В целом профиль нежелательных явлений не отличался от тех, о которых сообщалось в опубликованных работах для других векторных вакцин. Частота нежелательных явлений в данных исследованиях была несколько ниже, чем в предыдущих работах; для подтверждения этих результатов необходимо провести сравнительное клиническое исследование с другими вакцинами. Необходимо дальнейшее исследование эффективности вакцины для профилактики COVID-19.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.