Российские эпидемиологические данные в этой области весьма скудны, констатировала специалист. Она отметила, что цифра была получена в 2005 г. после проведенного Научным центром психического здоровья единственного популяционного исследования по определенному половозрастному алгоритму населения одного из округов Москвы. Полученные данные показали, что каждый 20-й человек в возрасте 65 лет и старше страдает болезнью Альцгеймера. «С тех пор продолжительность жизни населения выросла, численность людей старшего и пожилого возраста существенно увеличилась, и эта цифра должна была бы повыситься. Россия входит в число девяти стран с наибольшей численностью пациентов с деменцией, а по другим данным, даже в число шести стран», – заявила ученый.
Официальные данные Минздрава России радикально расходятся с приведенными. На 2014 г. болезни нервной системы были диагностированы у 1,5 млн россиян, среди них на долю Альцгеймера приходится всего 7206 случаев. «В психиатрической статистике данные по показателям деменции вообще отсутствуют, поскольку деменция входит в ту же статистическую рубрику, что и психотические расстройства. Поэтому вычислить, сколько приходится в психиатрических службах на долю деменции, совершенно невозможно», – сказала Светлана Гаврилова.
По ее мнению, такое положение дел отражает отношение медицинского сообщества к этой проблеме: боязнь – из-за того, что нет эффективных средств лечения; стигматизация диагноза в плане дееспособности пациентов. В стране отсутствуют специализированные лечебные учреждения, в которых могли бы поставить правильный диагноз.
«Внимание к этой проблеме со стороны руководящих структур достаточно малое. Это честная оценка ситуации», – посетовала Светлана Гаврилова. Она рассказала, что, пытаясь изменить ситуацию, сотрудники возглавляемого ею отдела совместно с коллегами из Российского геронтологического научно-клинического центра в 2018 г. разработали «антиальцгеймеровский план» – программу оказания помощи пациентам с когнитивными расстройствами. «Он всеобъемлющий, предусматривает оказание помощи пациентам, начиная от самых начальных проявлений и кончая тяжелыми формами, где требуется уход и социальная поддержка», – охарактеризовала она документ.
План не получил внимания и финансовой поддержки от государства и, по словам эксперта, пока присутствует в виде отдельных моделей на уровне геронтологической, гериатрической службы – не более того.
«Нужно всячески добиваться, чтобы диагностическая и терапевтическая программы в этой области входили в сферу государственной поддержки», – призвала эксперт. Она при этом отказалась дать даже примерную оценку стоимости такой программы, сказав только: «Думаю, это немалые расходы, потому что на самом деле таких больных много».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.