Работа над ошибками 90–х: почему нужен возврат к постатейному бюджетированию медорганизаций

23.08.2024
11:15
На момент реформ 90-х годов перед здравоохранением России был выбор: развивать впервые созданный в СССР сметный метод бюджетирования работы клиник (т.н. постатейный, или линейный, бюджет), заменить его другими методами бюджетирования или перейти на методы оплаты медицинских услуг (табл. 1).

Таблица 1. Наиболее распространенные методы расчетов за медицинскую помощь

Методы бюджетирования работы медорганизаций

Постатейный (линейный) бюджет, «смета», line-item budget

Проспективное (авансовое) финансирование календарных расходов клиники на оказание помощи всем обратившимся – с разделением затрат по конкретным статьям расходов

Глобальный бюджет (GB), «гибкая смета»

Проспективное (авансовое) финансирование календарных расходов клиники на оказание помощи всем обратившимся – без разделения затрат и их привязки к конкретным статьям

Подушевое финансирование

Проспективное (авансовое) финансирование календарных расходов клиники на оказание помощи определенному числу «усредненных» пациентов – без разделения затрат и их привязки к конкретным статьям

Методы оплаты услуг медорганизаций

Оплата за отдельную услугу (FFS).

После оказания услуги с конкретной ценой – выставлен и оплачен счет

Ретроспективная оплата услуги на основе фактически произведенных клиникой затрат

Провайдер выставляет плательщику счет за все расходы, фактически понесенные при оказании услуги

Оплата законченного случая: клинико-статистические группы (КСГ), клинико-затратные группы (КЗГ) или диагностически родственные группы (diagnostic-related groups, DRG).

Наиболее распространенные случаи лечения классифицируются на группы, однородные с точки зрения клинической практики и сходные по средней ресурсоемкости. Каждая КСГ включает случаи со схожими клиническими характеристиками, сопоставимой структурой затрат и набором используемых клинических ресурсов, что позволяет предположить и оплатить среднюю стоимость лечения

Познается в сравнении

Чтобы сделать правильный выбор, разработчики реформ должны были оценить эффективность разных методов расчетов, сопоставив ряд взаимосвязанных критериев:

  • насколько метод обеспечивает стабильность финансирования работы клиник;
  • справедливость расчетов;
  • насколько расчеты просты и комплексны;
  • как они влияют на уровень административных издержек, контроль затрат и коррупцию;
  • насколько метод расчетов стимулирует навязывание врачами ненужных услуг и антиселекцию «невыгодных» для клиник пациентов.

К сожалению, сравнение эффективности методов расчетов по этим показателям не было адекватно проведено в ходе подготовки реформ. Попытаемся сделать эту работу сегодня.

Стабильность финансирования работы клиник: насколько выбранный механизм расчетов гарантирует бесперебойное покрытие постоянных затрат клиник на их текущее содержание и зарплаты врачей в случаях колебаний спроса (обращаемости за помощью) и/или на территориях с низкой плотностью населения.

С нашей точки зрения, в силу важности общедоступной медпомощи для жизни и здоровья людей это наиболее важный, базовый критерий эффективности расчетов. Поэтому заведомо неэффективен метод расчетов, если его использование связано для клиник со значимыми кассовыми разрывами и ростом кредиторской задолженности, что вынуждает увольнять врачей и/или делает необходимыми приписки и навязывание платных услуг взамен гарантированных государством.

В случае использования методов оплаты услуг главная угроза стабильности финансирования работы клиник – непредсказуемые колебания спроса на медуслуги, т.е. числа и структуры обращений. Падает число обращений – падают доходы, приходится увольнять врачей и сокращать зарплаты. Особенно значим этот фактор в малых городах, в сельской местности и на слабозаселенных территориях.

Напротив, бюджетирование работы клиник гарантирует их стабильное финансирование независимо от колебаний спроса. Поэтому похожие на Россию страны с большой и/или слабо развитой в демографическом аспекте территорией и низкой плотностью населения – Австралия, Канада, Новая Зеландия, Исландия, Финляндия, Норвегия – как правило, используют не оплату услуг клиник, а бюджетирование их работы.

По этой же причине здравоохранение России вернулось в 2005 году к бюджетированию работы медорганизаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, правда, не к постатейному бюджету, а к подушевому финансированию.

Cправедливость расчетов – насколько точно они покрывают все фактические (постоянные и переменные) затраты клиник на оказание медпомощи. Если возмещение ощутимо выше фактических затрат, выигрывают клиники, а плательщики проигрывают, и наоборот. Поэтому, чем точнее расчеты, тем более сбалансированы отношения плательщика и провайдера, тем меньше взаимных претензий и ниже административные издержки, тем эффективнее бюджетная политика государства.

Проблема точности расчетов при оплате услуг связана с проблемой информационной симметрии между плательщиком и провайдером. Чтобы страховщик мог заплатить меньше, а клиника получить больше, они скрывают друг от друга данные о своих затратах. При этом тарифы на медуслуги зачастую рассчитываются без учета их фактической себестоимости, т.е. берутся, по сути, «с потолка». Причина: специфика медуслуг как товара — для них характерны масштабные колебания себестоимости.

Во-первых, это обусловлено масштабными колебаниями обращений и спроса на услуги – тем самым меняется доля постоянных затрат в их себестоимости. Во-вторых, «прыгают» и переменные затраты – на них влияют вероятностная эффективность помощи, возраст и индивидуальные особенности пациента, сопутствующие заболевания и специфика течения основной болезни, квалификация врачей, оснащенность клиники, поведение пациента – его приверженность лечению и многие другие факторы. Отсюда вариабельность клинических решений и трудность стандартизации медуслуг, которая усугубляется феноменом полиморбидности (кластеризацией болезней) и ростом числа пациентов с неизлечимыми хроническими заболеваниями, в отношении которых теряет смысл понятие «законченный случай».

Поэтому фактическая себестоимость одной и той же медуслуги в одной клинике непрерывно меняется в очень широком диапазоне. Отсюда расчет тарифов на услуги без учета их себестоимости, методом валовой калькуляции – подобно средней температуре по больнице. Тем самым расчеты за медпомощь методом оплаты услуг построены на внутреннем перекрестном субсидировании, которое избыточно возмещает одни услуги, а другие оплачивает значительно ниже их себестоимости.

В результате клиники стремятся установить цены на услуги как можно выше, чтобы защитить себя от кассовых разрывов, исходя из прогноза низкого спроса, а плательщики, наоборот, исходят из опасного для них прогноза высокого спроса и требуют снижать цены. В рыночной системе это нормальная ситуация, которая должна решаться ценовой конкуренцией провайдеров. Однако в секторе медпомощи конкуренция слабо работает даже в мегаполисах. Поэтому ключевой фактор тарифообразования в методах оплаты услуг – рыночная сила плательщика.

Например, программа Medicare – крупнейший плательщик в США – «выбивает» у клиник тарифы, зачастую многократно ниже цен для страховых компаний и тем более частных лиц. Точно так же система ОМС в России принуждает медорганизации работать по тарифам ниже фактической себестоимости, компенсируя нехватку тарифа платными услугами. Очевидно, что использование рыночной силы плательщика-монополиста для снижения цен не позволяет точно (справедливо) покрывать затраты на медпомощь точно так же, как завышение цен клиниками-монополистами.

Напротив, бюджетирование плательщиком работы провайдера опирается на их взаимную информационную открытость. Плательщик и провайдер совместно разрабатывают бюджеты, преследуя общую цель снизить себестоимость медпомощи.

Наиболее точным методом бюджетирования представляется «советский» постатейный бюджет. В отличие от подушевого финансирования и глобального бюджета, которые консолидируют постоянные и переменные затраты клиник, постатейный бюджет более точен, поскольку привязывает затраты к конкретным статьям и не позволяет клиникам потратить их на другие цели.

Поэтому сегодня постатейный бюджет служит универсальным инструментом внутреннего управления финансами любых организаций во всем мире, как коммерческих, так и государственных, став основой эволюции методов бюджетирования: бюджетирование, ориентированное на результат (БОР); бюджетирование с нулевой базой (zero-based budgeting, ZBB); инкрементный бюджет; бюджет на основе деятельности TABC (Time-driven activity-based costing) и др.

Превращение в СССР постатейного бюджета – конвенционального метода «внутреннего» управления финансами – в метод «внешнего» бюджетирования работы клиник оказалось крайне удачным решением. Этот подход нивелировал информационную асимметрию между плательщиком и провайдером, обеспечив финансирование помощи по цене, близкой к ее фактической себестоимости. Высокая точность расчетов за медицинскую помощь позволила СССР обеспечить ее высокую доступность и соответствие зарплат врачей средним зарплатам по стране при рекордно низких по западным меркам затратах на здравоохранение.

Есть минус

Сразу укажем ключевой недостаток постатейного бюджета, который, однако, по сравнению с его преимуществами выглядит малозначимым и вполне решаемым. Это низкая точность покрытия статьями сметы переменных затрат, доля которых в бюджете медорганизаций невелика. Появилась непредвиденная нужда в расходах, а денег на нужной статье нет, что требует коррекции сметы.

Эта проблема решается путем модернизации постатейного бюджета методом «двойного тарифа»: покрытие постатейным бюджетом хорошо прогнозируемых или нормированных постоянных затрат клиники и ретроспективное возмещение ее фактически произведенных переменных, в том числе непредвиденных расходов.

Простота механизмов расчетов: чем они сложнее, тем выше административные издержки на работу бухгалтеров и администраторов, тем чаще случаются ошибки и тратятся ресурсы на их исправление, тем меньше денег доходит до медицинской помощи. Очевидно, что простота – это не о методах оплаты медуслуг. Начиная с трудностей ценообразования и кончая многоэтапностью выставления счетов, их проверками, платежами, работой с претензиями, расчеты за услуги остаются сложной процедурой с колоссальным документооборотом, кучей нерешенных проблем и высокими административными издержками. Напротив, бюджетирование работы клиник проще и требует меньше труда администраторов и бухгалтеров, особенно когда используется постатейный бюджет.

Комплексность расчетов: оплата услуг направлена на решение конкретной задачи диагностики и лечения и/или покрытия затрат на законченный случай основного заболевания. Тем самым нарушается принцип «лечить не болезнь, а больного», не используется возможность комплексно и с минимумом затрат обслужить пациента в рамках одного обращения или госпитализации: подлечить сопутствующие болезни, провести диспансеризацию и скрининг, пока пациент находится в стационаре. Тем самым человек теряет время и здоровье, а система здравоохранения – ресурсы на многократное дублирование обращений и услуг, на рост административных и транзакционных издержек.

Напротив, методы бюджетирования работы клиник позволяют комплексно покрывать их затраты на все нужные пациенту диагностические, лечебные и профилактические услуги.

Уровень административных и транзакционных издержек – интегративный показатель, отражающий точность (справедливость), простоту и комплексность расчетов. Чем выше административные издержки плательщика и провайдера, тем меньше денег доходит до врачей и пациентов, тем хуже финансируется медпомощь.

Из вышесказанного логично следуют более высокие административные и транзакционные издержки оплаты услуг. Покажем зависимость уровня административных издержек стационаров в некоторых странах ОЭСР в зависимости от используемых расчетов (табл. 2).

Таблица 2. Доля административных затрат в расходах стационаров в некоторых странах ОЭСР

Страна

Метод расчетов

за стационарную помощь

Административные издержки, % общих расходов

США

Оплата услуг: плата за отдельную услугу, DRG (КСГ), плата за койко-дни

25,3

Нидерланды

Оплата услуг: DBCs (система, подобная DRG)

19,8

Англия

Оплата услуг: DRG (КСГ)

15,5

Шотландия

Бюджетирование (глобальный бюджет)

11,6

Уэльс

Бюджетирование (глобальный бюджет)

14,3

Канада

Бюджетирование (глобальный бюджет)

12,4

Источник: Himmelstein DU, Jun M, Busse R, Chevreul K, Geissler A, Jeurissen P, Thomson S, Vinet MA, Woolhandler S. A comparison of hospital administrative costs in eight nations: US costs exceed all others by far. Health Aff (Millwood). 2014 Sep;33(9):1586-94. doi: 10.1377/hlthaff.2013.1327. Erratum in: Health Aff (Millwood). 2015 Nov;34(11):2006. PMID: 25201663. 

Нетрудно заметить, что вопреки рекламе оплаты услуг в форме DRG (КСГ) как «ресурсосберегающего» метода расчетов, его использование для оплаты стационарных услуг помощи связано с гораздо более высоким уровнем непроизводительных административных издержек по сравнению с бюджетированием стационаров.

Эта разница заметна даже в близких друг другу системах Англии, Шотландии и Уэльса – частях некогда единой Национальной службы здравоохранения Великобритании. И, разумеется, трудно назвать приемлемой для общества ситуацию, когда стационары США расходуют четверть своего бюджета не на медицинскую помощь, а на ведение дел.

Контроль затрат и коррупциогенность: насколько метод расчетов позволяет контролировать целевой характер расходов и эффективность использования ресурсов, ограничивает возможности коррупции: «не мышь ворует, а дыра».

Контроль затрат и снижение рисков коррупции – именно для этих целей в 1920-е годы в США был впервые разработан и внедрен постатейный бюджет как ответ на массовое движение избирателей, требовавших борьбы с коррупцией и наведения порядка в госфинансах. Примерно в те же годы этот метод получил распространение в СССР, став основным для финансирования госорганизаций и служб, в том числе здравоохранения.

Напротив, колебания фактической себестоимости медуслуг, непрозрачность их ценообразования и информационная асимметрия – причина слабого контроля затрат в рыночно-страховой системе. Немногим лучше методы бюджетирования – глобальный бюджет и подушевое финансирование, которые не предусматривают постатейного контроля затрат. Поэтому низкая эффективность контроля затрат на медпомощь представляется важной причиной их неуправляемого роста в развитых странах ОЭСР.

Стимулы к навязыванию ненужных услуг и селекции пациентов – насколько механизм расчетов стимулирует формирование врачами искусственного спроса на медуслуги и создание препятствий для оказания помощи «невыгодным» для клиники больным.

Расчеты путем оплаты услуг обычно предусматривают гонорарную или сдельно-премиальную оплату труда врачей. Тем самым их доходы привязаны к количеству оказанных услуг и их рентабельности. Отсюда прямой интерес в навязывании ненужных услуг и в создании искусственных препятствий в доступе к помощи «невыгодным» пациентам, например старикам, расходы на лечение которых могут превысить подушевой норматив или тариф на «законченный случай».

Напротив, бюджетирование работы клиник предусматривает не сдельно-премиальную, а повременную оплату работы врачей, тем самым нивелируя стимулы к навязыванию услуг и селекции пациентов.

Миф свободы выбора 

Отдельного упоминания заслуживает влияние метода расчетов на возможность выбора пациентом врача. Этот критерий использовался авторами и пропагандистами реформ 90-х, чтобы убедить руководство страны и население в правильности выбранного пути. Действительно, в секторе построенной на добровольных рыночных отношениях платной медицины свободный выбор пациентом врача обеспечен расчетами в форме оплаты услуг.

Однако универсальные медицинские гарантии ни в одной стране ОЭСР (неважно, оплачиваются они в форме услуг или бюджетированием работы клиник) не дают пациентам права на свободный выбор специалистов. В лучшем случае пациент имеет право поменять своего врача общей практики, но и это право работает лишь в крупных городах, где есть выбор специалистов. Причина в том, что выбор пациентами врачей в рамках общедоступной помощи требует значительного роста ее финансирования, в сельской местности и малых городах просто невозможен. Поэтому право на выбор пациентом врача в рамках общедоступной помощи – миф, придуманный авторами реформ 90-х.

Выводы

Подведем итоги. По всем критериям эффективности расчетов за медпомощь – стабильность финансирования клиник, точность (справедливость) расчетов, их простота, комплексность, уровень административных и транзакционных издержек, контроль затрат и коррупциогенность, стимулы к навязыванию ненужных услуг и антиселекции пациентов – методы бюджетирования работы медорганизаций значительно опережают методы оплаты услуг.

Признанием и отражением этого факта в современной России стал переход к бюджетированию работы амбулаторно-поликлинических медорганизаций методом подушевого финансирования.

В свою очередь, среди методов бюджетирования безусловным лидером выглядит постатейный бюджет, от которого российское здравоохранение отказалось в ходе реформ 90-х. По сравнению с другими методами бюджетирования работы клиник «советский» постатейный бюджет обеспечивает более стабильное финансирование работы клиник, более точно покрывает их постоянные затраты, позволяет эффективнее контролировать затраты и жестче ограничивает коррупциогенность.

Основной недостаток постатейного бюджета – низкая точность покрытия переменных затрат медорганизаций. Однако эта проблема может быть решена модернизацией в форме метода «двойного тарифа». Это хорошо известный на Западе метод расчетов, который начиная с конца XIX века распространен в ряде отраслей по оказанию услуг, похожих на здравоохранение вариабельностью переменных затрат и масштабными колебаниями себестоимости, например, в энергетике.

Таким образом, использовавшийся в СССР постатейный бюджет следует признать наиболее эффективным на сегодня методом расчетов за медпомощь с потенциалом модернизации. Но он не позволяет много украсть. Может быть, именно поэтому он был «проклят и забыт»?

Таким образом, использование в СССР постатейного бюджета для расчетов за медицинскую помощь оказалось высокоэффективной инновацией. Данный подход, с одной стороны, обеспечил стабильность финансирования работы медорганизаций независимо от развития территорий и колебаний обращаемости. С другой стороны, он позволил достичь высокой точности и комплексности покрытия затрат на оказание помощи, максимально упростил механизмы расчетов, свел к минимуму административные издержки, обеспечил контроль затрат и их целевой (постатейный) характер, тем самым институционально ограничив коррупцию и другие злоупотребления. Наконец, советская инновация позволила нивелировать стимулы для навязывания ненужных услуг и селекцию пациентов на «выгодных» и «невыгодных».

Поэтому замена в ходе реформ 90-х постатейного бюджета на менее эффективные методы оплаты услуг и бюджетирование амбулаторной помощи методом подушевого норматива закономерно привела к кассовым разрывам и массовой кредиторской задолженности и росту административных издержек медорганизаций, к невозможности выполнить требования Президента России о радикальном росте зарплат медработников, к росту коррупции и падению доступности помощи. Необходимо закончить социальные эксперименты 90-х и вернуться к доказавшему свою эффективность постатейному бюджету, модернизации и развитию этого метода.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.