В бюджетной модели плательщик и провайдер имеют единого учредителя и объединены общей целью эффективного использования его ресурсов. Поэтому финансирование помощи идет бюджетированием работы провайдера, а врачи получают гарантированные зарплаты, привязанные к фактически отработанному рабочему времени, в зависимости от квалификации, сложности и напряженности труда.
В бюджетной модели качество медуслуг рассматривается, как качество процессов их оказания. т.е. построено на известных принципах Деминга, лежащих в основе систем TQM, «шести сигм» и ISO-9000. Ошибка признается неизбежной частью врачебного труда, а инциденты с качеством рассматриваются как отражение проблем с подготовкой врачей и управлением их карьерой, с организацией и финансированием медицинской помощи. Поэтому реакцией на инцидент с качеством служит не наказание врача и лишение клиники ресурсов (что стимулирует сокрытие проблем и круговую поруку), а зачастую, ровно наоборот, выделение провайдеру дополнительных средств для исключения причин осложнений.
Напротив, в рыночно-страховой системе плательщик и провайдер имеют разных учредителей. Отсюда антагонизм их отношений — страховщик стремится заплатить меньше, а врачи и клиники хотят получать больше. Поэтому финансирование помощи идет методом оплаты услуг, а гонорарная или сдельно-премиальная система оплаты труда врачей привязана к количеству оказанных услуг и их рентабельности.
Управление качеством в рыночно-страховой модели опирается на систему деликта. Инциденты с качеством рассматриваются плательщиком с точки зрения правомерности действий провайдера. В случае признания осложнения лечения результатом неправильных действий врача следует экономическая санкция: штраф или удержание страховщика, выплата по решению суда или по полису страхования профессиональной ответственности.
Бюджетная модель была впервые создана в СССР, а сегодня ее используют многие развитые страны с универсальными медицинскими гарантиями: Великобритания, Ирландия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия, Испания, Португалия, Италия, Мальта, Австралия, Новая Зеландия, Канада. Ряд зарубежных и российских исследований показали, что эта модель более эффективна по отношению затраты/показатели здоровья населения. Это объясняется низкими административными издержками, отсутствием стимулов для навязывания ненужных услуг и заинтересованностью врачей в профилактике и раннем выявлении болезней.
Кроме того, бюджетная модель гарантирует стабильное финансирование клиник независимо от масштаба и колебаний спроса, поэтому она позволяет обеспечить доступность помощи в странах с большой и/или неравномерно развитой территорией и низкой плотностью населения. Поэтому бюджетную модель используют все без исключения развитые страны, похожие на Россию размером и развитием территорий (Австралия, Канада, Скандинавские страны, Новая Зеландия).
Сторонники страховой модели обычно упирают на то, что по данным тех же исследований субъективная удовлетворенность населения качеством медпомощи в странах с рыночно-страховой моделью выше, чем в государствах с бюджетной моделью. Проблема в том, что оценка удовлетворенности потребителей одной моделью без возможности сравнить ее с другой явно грешит недостоверностью.
Существует возможность честно сравнить обе модели взаимоотношений плательщика и провайдера в одной стране. Речь идет об одной из крупнейших американских частных медкорпораций Kaiser Permanente, которая начиная с 1940-х годов успешно использует «советскую» интегративную бюджетную модель. Она объединяет страховщика Kaiser Foundation Health Plan (KFHP), сеть больниц и медучреждений Kaiser Foundation Hospitals (KFH) и самоуправляемые многопрофильные медицинские группы первичного звена Permanente (PMG). Как и в СССР, финансирование больниц Kaiser Permanente идет бюджетированием, которое разрабатывается совместно страховщиком и клиниками, а врачи, как и их советские коллеги, получают не гонорары, а гарантированные зарплаты.
Бюджетный принцип «деньги идут перед пациентом» — одна из причин успеха Kaiser Permanente, которой советские рецепты помогают работать как в густонаселенной Калифорнии, так и в полупустынных штатах Колорадо и Орегон. Вопреки утверждениям авторов российских реформ 90-х о «неспособности» бюджетной модели интеграции плательщика и провайдера обеспечить высокий уровень качества, Kaiser Permanente признана одним из национальных лидеров США по качеству медпомощи.
Корпорация объясняет свой успех следующим образом (данные взяты с официального сайта).
Во-первых, рыночная дезинтеграция и разрозненность клинической практики приводят к фрагментации помощи и проблемам с обменом информацией. При этом оплата за услугу приводит к неэффективному охвату пациентов, а количество услуг оказывается важнее их качества. Когда врачи получают оплату в зависимости от количества и интенсивности предоставляемых услуг, это стимулирует предоставление большего количества услуг и ухода, независимо от их необходимости или полезности.
Во-вторых, модель оплаты за услуги поощряет сосредоточение внимания на управлении текущими расходами, а не на инвестициях в долгосрочное здоровье пациентов. Вместо того, чтобы полагаться на текущие доходы от болезней, Kaiser Permanente заинтересована инвестировать в долгосрочную инфраструктуру и в здоровье населения. Тем самым эта финансовая модель стимулирует профилактику.
В-третьих, поскольку плательщик, медицинские группы и больницы Kaiser Permanente работают вместе, они привержены общей цели устранения барьеров, эффективного сотрудничества и упрощению доступа к услугам. Эта структурная и функциональная интеграция приносит пользу пациентам и населению. Клиницисты могут легко координировать действия друг с другом и беспрепятственно направлять пациентов к другим членам команды — врачам первичной медико-санитарной помощи, специалистам, лаборантам, фармацевтам и другим сотрудникам здравоохранения.
В-четвертых, максимально упрощены документооборот и бухгалтерия, сведено к минимуму число расчетов и транзакционные издержки.
В-пятых, финансисты, организаторы помощи и врачи Kaiser Permanente работают вместе, разрабатывая бюджеты. Это способствует повышению внимания к улучшению качества и операционной эффективности. Врачи не отвлекаются на поиск путей роста доходов, а управление ресурсами рассматривается как обязанность каждого: ресурсы должны расходоваться таким образом, чтобы максимизировать пользу для здоровья.
В-шестых, врачи Kaiser Prmanente получают не гонорар за услуги, а гарантированную зарплату. Поэтому они могут сосредоточиться на предоставлении помощи высокого уровня, а не тратить время на выставление счетов и поиск способов роста доходов. У врачей нет стимулов в виде платы за услуги для оказания ненужной помощи. Они также не получают выгоды от отказа в необходимой медпомощи. Такой подход к вознаграждению позволяет легко привлекать и удерживать наиболее востребованных врачей и другой медицинский персонал.
В-седьмых, это фокус на индивидуальном и популяционном здоровье. Модель Kaiser Permanente мотивирует обращать внимание на индивидуальные и общественные факторы здоровья, анализировать тенденции в этой области.
Полагаем, что под этими размышлениями менеджмента успешной американской медицинской корпорации подписался бы сам Николай Семашко.
История Kaiser Permanente показывает неизбежность конвергенции даже совершенно разных по идеологии политэкономических систем в случае, если их менеджмент ищет пути роста эффективности. В 1933 году молодой доктор Сидни Гарфилд создал партнерство и занял денег, чтобы финансировать строительство больницы Contractors General Hospital для обслуживания нескольких тысяч рабочих, строящих акведук на реке Колорадо в пустыне Южной Калифорнии. С одной стороны, регулярно возникали кассовые разрывы из-за того, что страховые компании не спешили платить и зачастую оспаривали возмещение счетов. С другой стороны, из филантропических соображений больница зачастую оказывала помощь больным и травмированным рабочим, если их лечение не покрывалось страховкой. Закономерный результат — клиника оказалась на грани банкротства.
В этих условиях подрядчик строительства промышленник Генри Кайзер предложил сохранить больницу, объединив ее с собственной страховой компанией Industrial Indemnity Exchange и разработав новый план медобслуживания. В рамках этого плана страховщик сначала выплачивал клинике фиксированный бюджет на медицинское обслуживание, связанное с трудом, прежде всего за лечение травм. Затем работники добровольно вносили авансом премию в размере 5 центов в день из своей зарплаты за медобслуживание, не связанное с работой. Это соглашение предоставляло работникам комплексную помощь без дополнительных расходов из собственного кармана. Тысячи работников записались в программу, поддерживая работу больницы. В условиях фиксированного бюджета персонал клиники сделал упор на профилактику инфекций и травм, что помогло сдерживать затраты.
Когда проект акведука был завершен, Гарфилд планировал начать частную практику, но Кайзер предложил ему организовать помощь 6,5 тыс. рабочих и их семьям на строительстве крупнейшей американской ГЭС «Гранд-Кули». Доктор Гарфилд согласился разработать похожий план предоплатной помощи, включив в нее не только рабочих, но и членов их семей, в том числе детей и иждивенцев. Проект оказался успешным с экономической и социальной точки зрения — работники и их семьи учились оставаться здоровыми на работе и дома, обращались за медицинской помощью на ранних стадиях.
Следующий этап развития отношений Гарфилда и Кайзера связан с вступлением США во Вторую мировую войну. Попытки Германии парализовать перевозки в Европу подводной войной потребовали массового строительства дешевых транспортных кораблей типа «Либерти». Одним из крупнейших подрядчиков стал Кайзер, чьи верфи поставили рекорд по скорости сборки судна — на полный цикл потребовалось всего четыре дня после закладки. Для производства судов было привлечено около 90 тыс. рабочих. Для оказания помощи работникам и их семьям Гарфилд воспользовался предыдущим опытом, но на этот раз была создана полноценная система комплексного медобслуживания, финансируемая проспективным бюджетом: врачебные практики, станции первой помощи, полевые госпитали, лаборатория, аптека и первая больница Kaiser Permanente Oakland Hospital.
После окончания войны численность рабочих на верфи сократилась примерно до 13 тыс. человек, но Гарфилд и Кайзер хотели продолжать оказывать медицинскую помощь новым способом. В июле 1945 года Permanente Health Plan официально открылась для публики. Сегодня эта корпорация с ежегодным оборотом около 100 млрд долл. и прибылью около 7 млрд долл. обслуживает более 20 млн американцев, предлагая широкий набор решений: национальные, многоштатные и федеральные планы медобслуживания, групповые планы Medicare, медицинские индивидуальные и семейные планы, планы для малого и крупного бизнеса; потребительские планы медобслуживания; планы охраны труда и компенсации работникам; планы дополнительного ухода; планы обслуживания в зоне обслуживания и за ее пределами.
Важно отметить, что опыт Kaiser Permanente был известен в начале 90-х годов, когда было принято решение заменить советскую интегративную модель рыночно-страховой. Однако те, кто заинтересуются историей 90-х и изучит источники тех лет, увидят: бюджетная модель преподносилась руководству страны и обществу исключительно как «советская» и «антипредпринимательская». Будем надеяться, что это результат дефицита знаний разработчиков реформ, а не их научной недобросовестности.
Сегодня «советская» модель интеграции плательщика и провайдера получила в Америке название Payvider = Payer + Provider. Судя по растущему потоку восторженных публикаций, она все чаще рассматривается как наиболее перспективное направление развития здравоохранения США. Наглядное подтверждение — слияние в 2017 году одного из крупнейших медстраховщиков страны Aetna с CVS Health (сетью из 9, 9 тыс. аптек и 1,1 тыс. амбулаторных клиник). Тем самым в США создан еще один PAYVIDER национального масштаба. Как говорится, процесс пошел.
Чем полезен американский опыт использования «советской» интегративной модели для России, где уже много лет идет спор о целесообразности работы страховых медицинских организаций (СМО) в ОМС? Представляется, что в условиях переживаемых страной финансово-экономических трудностей реальная возможность сохранить СМО в системе здравоохранения – показать, что они могут создавать больше добавленной стоимости не только своим акционерам, но и обществу. Почему бы не попытаться использовать опыт Kaiser Permanente – например, в рамках пилотных проектов интеграции клиник со страховщиками, посадив врачей и финансистов в одну лодку?
Например, это может быть формат государственно-частного партнерства или оперативного управления клиникой страховщиком. Интересен и вариант, когда-то предлагавшийся президентом Владимиром Путиным – создание госкорпораций в здравоохранении. Убеждены, что позитивные результаты такой синергии – сокращение административных затрат, рост качества помощи и доходов медработников, повышение рентабельности СМО и частных инвестиций в отрасль – не заставят себя долго ждать. Не нужно бояться экспериментов и ошибок: ни в одной стране мира еще не создана эталонная система здравоохранения, и Россия тоже находится в поиске.
В противном случае не удивимся, если через некоторое время Россия будет вынуждена копировать собственный забытый опыт, но уже в американской упаковке.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.