1. Не следует часто прибегать к компьютерной томографии (КТ) всего тела (pan-scanning) у детей после травмы.
Излучение при проведении КТ подвергает ребенка небольшому, но вполне реальному риску развития злокачественных новообразований в более старшем возрасте. Существуют руководства, предписывающие обоснованное использование КТ для оценки травмы головы, шейного отдела позвоночника, грудной клетки, брюшной полости и таза. Следование этим руководствам помогает снизить число необязательных томографий и затрат и при этом минимизирует ошибки.
2. При подозрении на аппендицит сначала следует проводить ультразвуковое исследование (УЗИ), а КТ и магнитно-резонансную томографию (МРТ) – только в сомнительных случаях.
КТ – самое точное радиологическое исследование для постановки диагноза аппендицита, однако при начальной диагностике стоит отдать предпочтение УЗИ, которое экономичнее, не подвергает воздействию радиации и обладает высокой точностью. При неоднозначных результатах УЗИ другими вариантами до проведения КТ могут быть осмотр хирургом, динамическое наблюдение, повторное УЗИ после динамического наблюдения и МРТ.
3. Антирефлюксные операции (фундопликации) не стоит проводить у большинства детей одновременно c установкой гастростомы.
Несмотря на имеющиеся рекомендации, согласно которым антирефлюксная хирургия должна проводиться только у детей с неподдающимися лечению симптомами, многие пациенты подвергаются операции без попыток терапии. У пациентов с неврологическими нарушениями выше риск послеоперационных осложнений, и дополнительное проведение фундопликации не снижает число повторных обращений по сравнению с проведением только гастростомии.
Фундопликацию можно рассматривать у младенцев и детей с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ) при наличии любого из следующих критериев: угрожающие жизни осложнения ГЭРБ после неэффективного лечения; не поддающиеся стандартному лечению симптомы; хронические заболевания (например, неврологические нарушения, муковисцидоз) со значительным риском осложнений ГЭРБ; необходимость продолжительной фармакотерапии для контроля симптомов.
4. Большинство детей с пупочной грыжей не стоит вести к детскому хирургу до достижения ими возраста 4–5 лет.
Пациенты с пупочной грыжей могут наблюдаться без вмешательства по крайней мере до 4 лет. В этом возрасте рекомендуется консультация детского хирурга о возможности операции. Пупочные грыжи встречаются у примерно четверти новорожденных, большинство из них закрываются сами в 85% случаев к 5 годам. Грыжи, превышающие 1,5 см в диаметре, закрываются реже. Даже крупные или выступающие грыжи не обязательно связаны с высоким риском осложнений без проведения хирургических манипуляций. Неоперационные методы лечения обычно неэффективны и могут привести к повреждению кожи, и их следует избегать. Осложнения после операции редки: может развиться инфекция (менее 1%) и рецидив (0,27–2,44%). Частота рецидивов выше у детей, прооперированных в раннем возрасте (младше 4 лет).
5. Снизить потребность в опиоидах в постоперационном периоде можно назначая парацетамол и/или нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).
Значительного сокращения применения опиоидов можно достичь, применяя НПВС и/или парацетамол в первые 24 часа после операции. Использование НПВС также сокращает частоту тошноты и рвоты после операции. Ограничение приема опиоидов помогает снизить постоперационную тошноту и констипацию.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.