Как отметила специалист, один из инновационных подходов основывается на концепции снижения вреда от табакокурения и направлен на людей с никотиновой зависимостью, осознанно желающих бросить курить и нуждающихся в медицинской помощи для достижения этой цели — в том числе с помощью никотинзаместительной терапии. Такая поддержка в первую очередь необходима для курящих пациентов с легочными патологиями, которым по медицинским показаниям жизненно важно бросить курить.
Под руководством Ирины Крошкиной врачи из Санкт-Петербурга провели социологическое исследование эффективности индивидуального консультирования с целью мотивирования пациентов с ХОБЛ на отказ от курения. В добровольном анонимном анкетировании участвовали 52 пациента с ХОБЛ — 40 мужчин (76,9%) и 12 женщин (23,1%). Средний возраст мужчин — 66,6 года, женщин — 63,3 года. Средний возраст начала курения среди мужчин — 17,2 года, среди женщин — 19,7 года.
Анкетирование показало, что 42,3% пациентов отказались от вредной привычки, тогда как остальные продолжили курить — из них 17,3% вообще не пытались бросить. При этом подавляющее число респондентов (90,4%) предпочитают курить сигареты, 5,7% — использовать электронные сигареты, 3,9% — кальяны. 38,4% опрошенных не знали о существовании никотинзаместительной терапии. Консультация у врача по отказу от курения была у 57,7% участников опроса, из них 7,7% обратились за консультацией самостоятельно, а 34,6% утверждали, что никогда не говорили ни с одним врачом о вреде курения.
Исследование подтвердило, что индивидуальная консультация у врача действительно повышает мотивацию пациента с ХОБЛ к отказу от вредной привычки и способствует успешному выходу из табачной зависимости, у пациентов, не отрицающих возможность прекращения курения, а потому может рассматриваться как эффективный инструмент борьбы с курением для этой группы больных ХОБЛ.
Основной проблемой остаются пациенты с низкой мотивацией к прекращению курения, таких, по данным проведенного исследования, было 25%. «Именно для этой группы пациентов необходимо разрабатывать альтернативный путь поэтапного прекращения курения с применением всех имеющихся в арсенале врача способов, — подчеркнула Ирина Крошкина. — Мы должны понять, что для нас главное, а что — срочное. Срочное — это прекратить воздействие продуктов сжигания табака. Главное — это снизить риск от использования табачной продукции, в идеале полностью от нее отказаться. Поэтому необходимо продолжить исследования о потенциале и степени вреда систем нагревания табака, и при получении достоверного подтверждения меньшей токсичности, использовать их для снижения вреда табакозависимых пациентов как промежуточную ступень между отказом от табакокурения и полным отказом от использования табачной продукции».
Как показало исследование, проактивная позиция врачей играет значимую роль в повышении мотивации пациентов к отказу от табакокурения и последующему выходу из никотиновой зависимости.
«Практика запретов и ограничений себя практически исчерпала, — заключила эксперт. — Вместо запретов, порицания и ограничений пациенты должны получать от врача помощь во всех доступных формах. Возможно применение концепции модификации рисков для тех пациентов, которые не отказываются от потребления табака и никотина. Необходимо обратить внимание на новые инновационные способы снижения вреда от табакокурения, продолжить их изучение, оценить потенциал. Принцип доказательной медицины подразумевает необходимость быстрого обновления согласительных документов по мере получения новых данных для скорейшего внедрения их в практику врача, поэтому возможности в способах оказания помощи курящим пациентам должны обновляться и расширяться».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.