Психиатры против передачи их функций терапевтам  

27.07.2017
00:00
Предложение главного внештатного специалиста-психиатра Департамента здравоохранения Москвы Георгия Костюка предоставить участковым врачам-терапевтам и врачам общей практики право диагностировать и лечить депрессию вызвало бурную дискуссию в медицинском сообществе. 

Как отметил во время обсуждения инициативы на круглом столе в Общественной палате руководитель отдела пограничной психиатрии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского профессор Юрий Александровский, в России пациенты с тревожно-депрессивными расстройствами недостаточно охвачены адекватной медицинской помощью. Причина в слабой выявляемости психических расстройств в первичном звене из-за отсутствия необходимых знаний у работников поликлиник в этой области. 

Между тем подавляющее большинство людей с нарушениями психического здоровья впервые обращаются за помощью именно в поликлиники, отметил Георгий Костюк. «Это не стремление перенаправить потоки на врачей общей практики. Наоборот, это попытка легитимизировать существующие обращения пациентов и гарантировать им оказание квалифицированной помощи уже на ранних стадиях заболевания», - заверил он. 

В целях повышения качества оказания психиатрической помощи населению участники круглого стола заявили о необходимости внести изменения в закон «О психиатрической помощи…» с введением понятия «диагноз, не влекущий социально-правовых ограничений», с отнесением к этой категории наиболее распространенных тревожно-депрессивных психических расстройств. Также прозвучало предложение внести изменения в закон «Об ОМС», включив эту группу расстройств в тариф подушевого финансирования. 

Минздрав РФ готов обсуждать данную инициативу, сообщила помощник министра здравоохранения Ирина Андреева: «Нужно обобщить весь тот опыт, который есть, выработать какие-то общие предложения более широко – с участием не только психиатрического сообщества, но и главных внештатных специалистов по психиатрии, по общей практике, поликлинической практике», - сказала она. 

Между тем практически все опрошенные психиатры высказались категорически против. Старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Росздрава РФ Сергей Харитонов резюмировал возмущение психиатрического сообщества следующим образом: «Этого делать нельзя категорически! По следующим причинам: во-первых, терапевты не знают особенностей психофармакотерапии, а этому учатся не один год, во-вторых, они не обучены приемам психотерапии, а ведь многие депрессивные состояния связаны и с психологическими трудностями, в-третьих, кто будет отвечать за суициды, которые часто происходят на фоне затяжной депрессии? У терапевтов хватает своих проблем. Уметь распознавать признаки депрессии терапевт, конечно, должен, но не лечить! Это должно остаться прерогативой специалистов, которые специально этому учатся не один год, а потом еще и нарабатывают практику годами!», - заявил он порталу Medvestnik.ru.

По словам доцента кафедры пропедевтики внутренних болезней Волгоградского медуниверситета Всеволода Скворцова, депрессии бывают разной степени тяжести. С легкими формами при определенной подготовке терапевты вполне могут справиться, хотя бы диагностировать депрессию на обычном приеме. И это актуально, поскольку пациент, порой не подозревая у себя этого состояния, никогда не обратится к психиатру. «В лучшем случае такой больной обратится к терапевту. И тут терапевты должны быть на чеку – распознать и отправить к специалисту», - считает он. 

Академик Александр Чучалин, который еще недавно был главным терапевтом России, отнесся к этой инициативе, как всегда, с государственным подходом. Он подчеркнул, что по результатам эпидисследований конца прошлого века, тревожно-депрессивными состояниями в России страдают до 30% населения, и это серьезный вызов для нашего здравоохранения. А если учесть размеры страны и низкую плотность населения отдаленных регионов, где кроме одного врача или фельдшера больше и нет никого, то понятно, что человеку из глубинки добраться до психиатра бывает очень непросто, поэтому врачи первичного звена должны уметь распознавать признаки депрессии. Но прежде, чем возлагать на них эти обязанности, их надо научить, разработать специальные национальные программы по оказанию помощи пациентам с тревожно-депрессивными состояниями, причем с учетом особенностей нашей страны. И только после этого принимать такие серьезные решения. А это дело не одного дня. К тому же, напомнил академик, дефицит врачей первичного звена в стране тоже огромный.  

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.