Профсоюз «Действие» обратился к Владимиру Путину с просьбой до 1 сентября 2021 года разработать единую отраслевую систему оплаты труда в здравоохранении и установить единый подход к перечню и порядку назначения компенсационных и стимулирующих выплат медработникам. По оценкам организации, ситуация с оплатой труда в отрасли удручающая, реального эффекта от исполнения майских указов нет, а зарплаты врачей на одну ставку в рамках даже одного региона могут отличаться в два раза.
В МПРЗ попросили медработников прислать расчетные листы, пересчитали реальные зарплаты на одну ставку и получили удручающую картину в большинстве регионов, рассказал «МВ» сопредседатель «Действия» Андрей Коновал.
В выборку попали зарплаты 43 врачей из 20 регионов, которые согласились на публикацию данных о зарплате. Выяснилось, что только в одном субъекте – Севастополе — при перерасчете зарплаты на одну ставку был достигнут целевой показатель майского указа — 200% от среднего трудового дохода (СТД). Во многих случаях суммы не дотягивают даже до 100%, предусмотренных для младшего и среднего медперсонала. При этом квалификация врача и стаж работы оказывают незначительное влияние на расчет зарплаты.
В ряде медучреждений Ленинградской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской областей, Башкирии и Удмуртии зарплаты врачей были ниже 100% от среднего трудового дохода по региону. Хуже всего оказалась ситуация в Кандалакшской ЦРБ Мурманской области, где этот показатель составил всего 51%. Как следует из представленных расчетных листов, в этой больнице представители всех категорий медработников, включая врачей, получают зарплату в размере МРОТ. |
Относительно благополучно выглядит ситуация у группы респондентов из 9 регионов: Кировской, Ленинградской, Орловской, Пензенской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Дагестана, Ингушетии, Чувашии. В них представленные цифры зарплат на одну ставку колеблются в диапазоне 150—175% от среднего трудового дохода. Однако в ряде этих субъектов сам показатель СТД крайне низкий (например, в Дагестане – 22 966 руб., в Ингушетии – 23 359 руб.).
Размеры должностных окладов врачей колеблются от 9103 руб. (врач-отоларинголог) в Мурманской области до 41 921 руб. (врач акушер-гинеколог) в Севастополе. Суммы в перерасчете на одну ставку — от 18 645 руб. (врач-терапевт, Рославльская ЦРБ, Смоленская область) до 80 000 руб. (врач-невролог отделения нейрореанимации, Госпиталь для ветеранов войн, Санкт-Петербург).
Анализ расчетных листов 80 сотрудников среднего медперсонала из 31 региона показал, что целевой показатель в 100% от СТД при перерасчете зарплаты на ставку достигнут только у 14 респондентов в 11 территориях. Зарплату ниже 50% от среднего трудового дохода по субъекту получили 8 респондентов из Красноярского края, Мурманской, Орловской, Рязанской, Пермской и Челябинской областей, Якутии. Например, зарплата медсестры по массажу из детской поликлиники Орла составляла всего 12 840 руб.
Диапазон окладов колеблется от 5574 руб. (медсестра анестезиологии-реанимации) в Красноярском крае до 43 300 руб. (фельдшер СМП ) в Петербурге, то есть разница почти в 8 раз. Зарплата фельдшера СМП в г. Спасск-Рязанский (15 153 руб.) отличается от зарплаты его коллеги в Петербурге (53 000 руб.) в 3,5 раза.
В категориях «младший медицинский персонал» и «вспомогательный персонал (с фактически трудовой функцией младшего медперсонала)» были доступны для анализа расчетные листки 27 сотрудников из 13 регионов. Зарплаты данных категорий сотрудников варьируют от 13 199 руб. (Псковская область) до 61 373 руб. (Якутия). Должностные оклады колеблются от 3318 до 12 033 руб., то есть имеет место почти четырехкратная разница. Интересный пример из Башкортостана: в одной больнице работают две уборщицы с функциями младшего медперсонала: одна на одну ставку, другая — на две, но получают одинаковую зарплату, равную МРОТ.
По расчетам профсоюзной организации, установленный на федеральном уровне средний должностной оклад для врачей и иных специалистов с высшим образованием, обеспечивающих оказание медицинской помощи, должен составлять не менее 150% от СТД, а для среднего медперсонала — не менее 120%, сообщил Коновал. Начать внедрение этой инициативы «Действие» предлагает с 1 января 2022 года.
Параметры для должностных окладов работников здравоохранения предлагается рассчитывать от СТД по стране, который, по данным Росстата за 9 месяцев 2020 года, составляет 41 221 руб. Для среднего медперсонала (фельдшеры, акушерки, медбратья и медсестры) должностной оклад должен быть не менее 120% от СТД, для младшего — не менее 75%. Для иных категорий среднего медперсонала, включая водителей автомобилей скорой помощи, – не менее 100% от среднего дохода от трудовой деятельности.
Стимулирующие выплаты в учреждениях здравоохранения профсоюз предлагает установить на уровне не более 50% от должностного оклада. Таким образом в общей структуре зарплаты их доля окажется значительно меньше.
Максимальную долю компенсационных выплат по отношению к должностному окладу или в структуре зарплаты предлагается вообще не устанавливать, так как они направлены на возмещение вреда здоровью работника в условиях, отклоняющихся от нормальных, а следовательно, не могут быть ограничены искусственно.
Кроме того, профсоюз просит законодательно установить максимальный коэффициент совместительства для медработников и водителей автомобилей скорой помощи – не выше 1,25. Таким образом любая переработка свыше этого будет оплачиваться в порядке, предусмотренном ст. 99, 113 ТК РФ, с оплатой труда в повышенном размере (ст. 152, 153 ТК РФ, Постановление КС РФ № 26-П от 28.06.2018).
Предлагается, чтобы ключевые показатели (средний коэффициент совместительства, дополнительной работы, уровень кадровой обеспеченности учреждения медработниками в соответствии со штатным расписанием не менее 0,9; соблюдение требований профстандартов, федеральных порядков оказания медицинской помощи и рекомендованных штатных нормативов) принимались во внимание при оценке эффективности деятельности руководителей учреждений здравоохранения и региональных министров. Индикаторами для оценки могло бы быть количество предписаний надзорных органов и судебных решений в этих вопросах.
Для объективной картины ситуации в методике формирования статистической отчетности по исполнению майского Указа Президента № 597 от 07.05.2012 предлагается учитывать показатель средних зарплат по категориям работников бюджетной сферы из расчета на одну ставку.
Владимир Путин в начале марта поручил правительству проработать вопрос о причинах ненадлежащего исполнения майских указов о повышении зарплат бюджетникам в срок до 20 апреля 2021 года. По мнению профсоюза, за прошедшие полтора года медработники так и не увидели серьезного продвижения вперед в вопросе внедрения новой отраслевой системы оплаты труда.
«Создается впечатление, что давно назревшие изменения, которые ждут и требуют работники здравоохранения по всей стране, на каком-то управленческом уровне по непонятным причинам тормозятся, а честная, объективная оценка ситуации оказывается не ко двору», — говорится в тексте обращения президенту.
В декабре прошлого года Счетная палата рекомендовала правительству пересмотреть подходы к оплате труда бюджетников. Аудиторы указывали на проблемы в реализации майских указов президента, призванных обеспечить опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе. Так, планка по зарплатам младшего медперсонала за семь лет так и не достигнута в 48 регионах из 85.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.