Российское общество хирургов выступило против нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ординатуры по хирургии, разработанный Минобрнауки в 2019 году. В обращении в Минздрав РОХ просит рассмотреть подготовленную обществом Концепцию четырехлетнего обучения специалистов. Об этом «МВ» сообщил вице-президент Российского общества хирургов, профессор Сергей Совцов.
В заявлении на сайте РОХ отмечается, что «с педагогической и медицинской точек зрения в представленном виде ФГОС не может быть принят к реализации и требует тщательной дальнейшей проработки». Документ проходит общественное обсуждение и еще не направлен в Минюст. Члены профессионального общества указывают, что в странах Европы, Канаде, США и Австралии, как правило, используются пятилетние циклы ординатуры по хирургии.
«Данным проектом предлагается проводить обучение в два этапа (года) с возможностью после первого этапа (года) обучения проведения первичной специализированной аккредитации и предоставления возможности работы врачом хирургом в поликлинике и/или приемном покое стационара. Комитетом по образовательной деятельности РОХ разработан рабочий вариант Концепции по формированию системы обучения в ординатуре по специальности «хирургия» продолжительностью 4 года, что в какой-то мере соответствует современным международным стандартам и требованиям», — отмечается в обращении РОХ.
«МВ» направил запрос в секретариат РОХ о финансовом обосновании предложений и предполагаемом двукратном росте стоимости обучения в случае увеличения длительности подготовки.
«Мы ведем речь об обучении в ординатуре на бюджетной основе, в крайнем случае — целевого назначения, согласно имеющимся федеральным документам», — уточнил Совцов.
Разработанную концепцию четырехлетней ординатуры РОХ разместил на своем сайте еще в октябре прошлого года и пригласил всех желающих присоединиться к ее обсуждению. Тема собрала больше 50 развернутых комментариев от членов общества — врачей-хирургов. Из них понятно, что далеко не все специалисты, в том числе руководители хирургических отделений больниц и заведующие кафедрами медицинских вузов, одобряют ее. Многие комментаторы поддерживают двухлетний цикл с последующей 2-3-летней углубленной специализацией для желающих (нейрохирургия, кардиохирургия, колопроктология, онкохиругия и т.д.).
«По стране, особенно в малых городах и на селе, нехватка простых, нормальных хирургов. А тут предлагается выращивать хирургических вундеркиндов массово. Где они потом будут работать? Опять в Москве? Если вдруг (очень сомнительно!) он все это освоит, поедет работать в обычную городскую больницу где-нибудь у нас, в Поволжье?», — заявил заведующий хирургическим отделением № 1 клиники пропедевтической хирургии Самарского государственного медицинского университета Борис Грачев.
«Три-пять лет обучения в ординатуре, несомненно, увеличат дефицит хирургических кадров, тем более, что сейчас желающих стать хирургом мало», — заявил заведующий кафедрой Астраханского государственного медицинского университета, профессор Виктор Зурнаджьянц. Он предлагает восстановить субординатуру по хирургии на 6-м курсе на конкурсной основе с последующим прохождением одногодичной интернатуры. Затем двухгодичная ординатура. Для получения узкой специальности — прохождение циклов усовершенствования врачей в ведущих клиниках России», — уточнил Зурнаджьянц.
Во многих комментариях отметились молодые врачи, сами ординаторы в недавнем прошлом. По их словам, в сложившейся системе ординаторы и так оперируют мало, практикующие врачи используют их в основном для заполнения бесчисленных бумаг. Таким образом, просто увеличение длительности обучения ничего не даст, особенно при текущем уровне зарплат ординаторов. Такой подход только еще больше оголит небольшие клиники и ЦРБ.
«Главные врачи требуют от хирургов прежде всего «экономической эффективности», а экономически эффективнее, разумеется, когда все операции делает самый опытный хирург, не клинический ординатор», — выразил свое мнение один из молодых специалистов.
«Закончил ординатуру 12 лет назад. И уже тогда прослеживалась неприятная тенденция снижения качества практического обучения. Потом уже сам принимал специалистов после ординатуры под свое крыло. Ребята горят, боль в глазах: за 3 года не выполнили самостоятельно ни одной аппендэктомии. Максимум ассистировали. Приходилось самому доводить до кондиции и исполнять чужие задачи», — написал хирург Гарнизонного военного госпиталя Нижнего Новгорода Рустам Касимов, призвавший коллег в вузах одуматься. «Ваша задача дать нам качественного врача! А пока нам на земле приходится их доучивать. Именно практической части», — пояснил он.
Как указывал один из авторов, не совсем корректно равняться на страны, «в которых процент ВВП, отчисляемый на здравоохранение, кратно превышает наш, не говоря уже о зарплатах». При увеличении длительности обучения стоимость ординатуры станет неподъемной для многих: в этом случае надо или уменьшать стоимость или продумывать систему льготных образовательных кредитов.
«При существующей системе финансирования образования и науки увеличение сроков обучения в клинической ординатуре большая роскошь и ничем не мотивирована. Более актуально проведение краткосрочных курсов по травматологии, детской хирургии, урологии. В противном случае, в районах некому будет оказывать эти виды первичной помощи. НМО и аккредитация, в том виде как она есть, вызывает удивление и опасение за будущее отечественной хирургии. Обсуждать проблему нужно, но все равно, кому это будет надо, сделают по-своему», — считает главный внештатный специалист-пластический хирург Рязанской области Владимир Юдин.
Ранее Минздрав анонсировал готовящиеся изменения ФГОС для ординатуры по пластической хирургии. В соответствии с ним подготовка для этих специалистов станет двухэтапной и пятилетней (2+3).
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.