Большинство членов Комитета Госдумы по охране здоровья поддержали законопроект об ограничении на концессионные соглашения и проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в медицине по основным направлениям экстренной медицинский помощи. Обсуждение документа состоялось на заседании 30 октября, передает корреспондент «МВ».
После принятия закона проект концессии или ГЧП будет невозможен, если на территории населенного пункта это единственная государственная или муниципальная медицинская организация, которая оказывает медпомощь хотя бы по одному из следующих профилей: «Онкология», «Анестезиология и реаниматология», «Эндокринология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Инфекционные болезни», «Гематология», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Кардиология», «Неврология», «Нейрохирургия», «Психиатрия», «Радиология», «Радиотерапия», «Реаниматология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Травматология и ортопедия», «Хирургия».
Второй принципиально важный момент — компания-концессионер больше не сможет выводить прибыль, полученную по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, на счета, открытые в иностранных банках.
Основные финансовые и технические параметры проектов, такие как предельный размер расходов публичного партнера на создание объекта соглашения, его эксплуатацию и (или) техническое обслуживание, требования к оказанию частным партнером медицинской помощи с использованием объекта соглашения и условия привлечения государственной медорганизации в качестве третьего лица в целях исполнения обязательств, будет определять правительство.
Как пояснил на заседании комитета заместитель министра экономического развития Максим Колесников, законопроект был разработан по поручению правительства в связи с нарушениями, выявленными Генпрокуратурой при реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения. Основная мотивация подобного шага — снижение рисков неполучения бесплатной медицинской помощи в рамках территориальных программ госгарантий.
При этом Колесников не стал приводить негативные примеры отрицательных практик, чтобы «не привлекать к этим регионам дополнительного внимания». Введение дополнительной оценки и согласования концессионных соглашений в Минздраве позволит «исключить ситуации там, где это нецелесообразно, например, есть недозагруженные бюджетные учреждения», что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, сказал замминистра.
Минздрав поддержал законопроект. Как пояснил первый заместитель министра здравоохранения Виктор Фисенко, вызывает многочисленные вопросы, когда «единственный на территории объект, где оказывалась медпомощь, оказывался в руках частных партнеров». То же касается выведения денежных средств за границу в условиях санкционного давления.
По данным Фисенко, в 2022 году в России насчитывалось около 193 проектов ГЧП, связанных со здравоохранением. Самые распространенные — стоматология и нефрология. При этом замминистра отказался сообщить дополнительную информацию о негативных примерах, ссылаясь на то, что это закрытая информация. Но основной смысл — внезапный рост затрат государства.
«Мы видим перспективы прихода частников в два направления. Это первичное звено и реабилитация», — отметил Фисенко.
При позитивной практике в медицинских концессиях есть масса негативных примеров, в том числе в части тарификации услуг. Нужно пересмотреть концессионные соглашения, заключенные с юридическими лицами из недружественных стран. Немецкие компании монополизировали целую отрасль высокотехнологичной медицинской помощи, много лет обещая построить завод искусственной почки. Сейчас эти деньги, полученную прибыль, направляют на прямую войну с нами, заявил депутат Александр Петров. При этом, по его словам, нужно защищать тех участников, которые добросовестно работают по ОМС.
В случае принятия Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Уровень развития ГЧП в здравоохранении низкий по сравнению с другими отраслями. В том числе это связано с отсутствием достаточных мер господдержки со стороны профильного ведомства, приводили данные участники тематических слушаний в Совете Федерации в 2022 году. Так, по данным начальника Центра ГЧП Сбербанка Анны Багинской, из 260 проектов ГЧП, которые курировал в тот момент банк, нет ни одного в медицинской сфере.
Один из основных инвесторов в рамках ГЧП — компания «ПЭТ-Технолоджи» (входит в «МедИнвестГрупп») — в феврале 2024 года приостановила диагностику в рамках Программы госгарантий в центрах в Липецкой и Ивановской областях из-за сокращения тарифов на эту услугу, сообщал «МВ». Также было объявлено о приостановке исследований по ОМС в Туле и Екатеринбурге, но позже эти центры возобновили работу. В конце прошлого года «МедИнвестГрупп» закрыла центр ядерной медицины в Орле. |
В 2021 году Минздрав расформировал Департамент инфраструктурного развития и ГЧП, отвечавший за такие проекты. Причины такого решения в ведомстве комментировать тогда отказались. Сейчас в составе Департамента проектной деятельности есть отдел развития ГЧП.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.