Основной темой обсуждения стало качество диагностики и лечения онкологических заболеваний в России. «Какие бы усилия мы ни прикладывали, количество онкологических пациентов растет из года в год. Россия – не исключение, Москва – тем более: 40 396 каждый год у нас составляет пул пациентов с впервые выявленными заболеваниями. И он увеличивается: ежегодный прирост 7%, в этом году будет чуть больше, порядка 7,5%. То есть в этом плане мы идем впереди России всей в силу определенных причин», – уточнил эксперт.
По его словам, один из факторов роста онкологической патологии заключается в успехах в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями: многие пациенты стали «доживать до своего рака». Вторая причина – успехи онкологической службы в лечении злокачественных новообразований: новые виды оперативных вмешательств, в том числе малоинвазивных, новые виды лекарственных препаратов, новые схемы лечения привели к тому, что пациенты с установленным диагнозом живут дольше. По данным специалиста, на начало года в канцеррегистр Москвы включены более 305 тыс. человек. Из них 23% приходится на граждан трудоспособного возраста, 40% – на людей старше 70 лет.
Сергей Минаков попросил журналистов не распространять мифы, что за рубежом качество лечения онкологии лучше, чем в России. «Очень много негатива мы получаем из СМИ: плохо лечат, дайте деньги на лечение за рубежом. Это ложь. Смотрите внимательно. Роста смертности от злокачественных новообразований нет. Если мы рассчитаем число умерших от ЗНО к контингенту больных, то получим снижение на четверть процента. Да, небольшое, но положительная динамика есть», – подчеркнул он.
Специалист привел основные показатели оценки работы онкологической службы: количество пациентов, которые находятся под наблюдением в течение пяти и более лет, и количество заболеваний, выявляемых на первой-второй стадии. По первому пункту по итогам 2018 г. федеральные целевые показатели, установленные в госпрограмме, в Москве были достигнуты, а по количеству заболеваний, выявляемых на ранней стадии, даже превышали их. «Это следствие того, что поликлиники работают хорошо в выявлении пациентов с подозрением на ЗНО. Основной задачей онкологической службы Москвы является улучшение ранней диагностики злокачественных новообразований. Но нужно понимать, что онкологическая служба не занимается выявлением. Онколог лечит, а выявляют врачи первичного звена по месту жительства. Департаментом работа такая проводится: лекции, выездные семинары, школы онконастороженности. Вышли клинические алгоритмы в помощь врачу амбулаторного звена. Мы не требуем от коллег из поликлиник чего-то невозможного, врачу амбулаторного звена нужно выполнить всего три пункта: заподозрить, обследовать, направить», – заявил Сергей Минаков.
При этом он подчеркнул, что онконастороженность у врачей – это одно, а онконастороженность населения это другое: чем внимательнее человек будет относиться к своему здоровью, тем выше шанс не пропустить заболевание и выявить его на ранней стадии.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.