В выборку попали результаты работы медицинских организаций, осуществляющих телемедицинское консультирование, за первые 9 мес. 2018 г. с момента вступления в силу закона о телемедицине. За указанный период объем медуслуг, оказанных с применением телемедицинских технологий по стране, составил менее 81 тыс., причем это количество в основном относится к услуге «врач–врач». Объем услуг в денежном выражении оценивается в 19 млн руб.
«Из 10 медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой, оказывалось только семь. При этом основная их часть приходится всего на две услуги: расшифровка описаний и интерпретация данных электрокардиографических исследований (80,4%) и расшифровка рентген-исследований (16%). Больше всего услуг с применением телемедицинских технологий оказывается в Сибирском и Уральском федеральных округах», – уточнил Михаил Мень.
По оценкам Счетной палаты, развитие телемедицины в России тормозит отсутствие системного механизма по расчету тарифов на услуги с применением этих технологий. Сегодня оплата телемедицинских услуг в госсекторе осуществляется за счет средств ОМС на основе точечных тарифных соглашений, формируемых на региональном уровне ТФОМС, органами власти регионов и страховыми организациями. «К сожалению, пока Минздравом России не предусмотрено проведение статистического наблюдения за сегментом телемедицинских услуг. На наш взгляд, остается еще блок неурегулированных вопросов в части нормативных документов. Мы очень рассчитываем, что в Минздраве отреагируют на наши рекомендации», – сказал аудитор.
Минздравом до сих пор не определены нормативными актами структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, не установлены стандарты оснащения, что создает риск приобретения оборудования, не обеспечивающего достаточной скорости передачи данных для взаимодействия с ЕГИСЗ, и неэффективного использования бюджетных ресурсов. Не определены также требования к государственным информационным системам мед- и фарморганизаций, порядок и срок предоставления медицинских документов и выписок из них в электронной форме при телемедицинских консультациях, порядок оформления добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от него в форме электронного документа.
Согласно проведенному экспертами Счетной палаты анализу, объем мирового рынка телемедицины в ближайший год перешагнет планку в 40 млрд долл. и продолжит развиваться. «Это повседневная реальность для каждой европейской страны. Роль электронного здравоохранения в обеспечении всеобщего доступа к медицинской помощи четко признана государствами Европейского региона ВОЗ. Позитивный эффект очевиден. В 2008 году в Великобритании была введена программа – демонстрационная модель всей системы с целью исследовать, приносит ли пользу применение технологий дистанционного оказания помощи, и получить информацию в поддержку принятия решений. Было выявлено, что применение медицинских технологий дает сокращение тарифных издержек на 8%, сокращение уровня плановых госпитализаций – на 14%, сокращение количества койкодней – на 14%, сокращение обращений в связи с несчастными случаями и необходимостью оказания экстренной помощи – на 15%. Это просто один пример, который показывает, что эффективность технологий очевидна», – резюмировал Михаил Мень.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.