Правительство выпустило постановление об изменении сроков реализации пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда медработников. Дата окончания подготовки предложений по параметрам систем оплаты труда сдвинута с 30 сентября на 31 октября 2021 года. Старт проекта в семи пилотных регионах назначен на декабрь вместо ноября.
К этому сроку разработчики проекта – Минтруд совместно с Минздравом, Минфином, ФОМС и профсоюзами – должны договориться о размере должностных окладов, представить расчет региональных коэффициентов и коэффициентов сложности труда, единый перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также рассчитать объем и источник финансирования.
Главное условие, которое поставлено авторам, зарплаты не должны стать ниже. Пилотный проект планируется провести в семи субъектах: Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе с декабря 2021 по март 2022 года.
По данным, которые приводили «МВ» в профсоюзе работников здравоохранения России в конце августа, основным камнем преткновения для специалистов стал размер дополнительных коэффициентов (региональных и сложности труда). Их беспокоило, что зарплаты могут стать ниже, их проработка и стала причиной задержки.
По оценкам Высшей школы экономики и НИФИ Минфина, сейчас на оплату труда работников здравоохранения тратится до 65% средств бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, это около 2 трлн руб. Пилотный проект был задуман как способ оценить возможные пути увеличения зарплат в отрасли. Однако при нынешней доле этих расходов в бюджете ОМС профинансировать рост зарплат можно будет только с помощью постоянных субвенций из федерального бюджета или увеличения размера отчислений на ОМС. Последний вариант с увеличением размера взносов на ОМС с 5,1 до 7%, по данным «Ъ», обсуждался в правительстве, финального решения пока нет.
В профсоюзе работников здравоохранения накануне сообщили о новой угрозе готовящейся реформы системы оплаты труда – снижении уровня финансирования здравоохранения в объеме доли от ВВП. Об этом стало известно после ознакомления с проектом федерального бюджета на 2022–2024 годы. При номинальном росте расходов на здравоохранение ВВП прогнозируется отрицательная динамика показателей. В 2021 году это значение фиксируется на уровне 4,1% ВВП, а в следующем оно составит 3,9%, а в 2024 — 3,7%. По мнению профсоюзной организации, такая динамика ставит под сомнение реальный рост зарплат медиков.
Основная цель реформы: определить единые требования к системе оплаты труда медработников по всей стране и устранить значительную дифференциацию в окладах специалистов одного и того же уровня квалификации; унифицировать перечень надбавок и стимулирующих выплат. Сейчас в отрасли отсутствуют единые требования к назначению стимулирующих и компенсационных выплат, а размеры окладов сотрудников региональные медучреждения часто определяют сами.
По данным исследования мнения интернет-аудитории врачей, проведенного «МВ» и аналитической компанией RNC Pharm, существующая система оплаты труда устраивает не более 1% российских врачей. В то же время медработники не верят в улучшение ситуации. Некоторые опасаются, что реформа приведет к противоположным результатам.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.