Половина врачей назвали неэффективным обязательное прохождение ИОМ

Эксклюзив
31.07.2024
14:09
Половина врачей назвали неэффективными курсы по клиническим рекомендациям, которые Минздрав обязал специалистов пройти до конца года. Основная проблема — обучением приходится заниматься в личное время и под страхом санкций от работодателя. Эксперты отмечают, что врачи «слушают лекции краем уха между приемом пациентов» и ни о каких актуальных знаниях речь не идет.

Около 70% врачей работодатель уже обязал проходить интерактивные образовательные модули (ИОМ), которые должны повысить знание клинических рекомендаций (КР). При этом каждый четвертый врач (28%) пока даже не понимает объем необходимых ИОМ, следует из опроса «Справочника врача» (есть в распоряжении «МВ»). Исследование проведено в конце июля 2024 года, в нем приняло участие 1193 врача-специалиста.

На совещании 15 мая 2024 года замминистра здравоохранения Татьяна Семенова подписала протокол № 52/16-5/235, согласно которому медицинские работники обязаны пройти курсы по клиническим рекомендациям в формате ИОМ на портале непрерывного медицинского образования (НМФО) до 1 декабря 2024 года. Согласно письму Минздрава, контролировать этот процесс должны работодатели, сообщал «МВ». Интерактивные образовательные модули представляют собой учебные материалы (лекции, презентации или видеозаписи), которые основаны на КР.

Каждый восьмой (12%) врач рассказал, что он должен пройти меньше 50 курсов, почти столько же (14%) — до 100 курсов. Еще 10% опрошенных назначено от 100 до 250 ИОМ, а 6% — еще больше.

obem_iom.001.jpeg (129 KB)

При этом подавляющее большинство врачей (87%) отметили, что рабочих часов для прохождения ИОМ им не выделено — они должны делать это в личное время. Каждый десятый опрошенный такое время получил: 6% специалистов медорганизация выделила рабочее время на все ИОМ, остальным — на часть образовательных модулей.

Только каждый десятый врач не сталкивался со сложностями при прохождении ИОМ. Самой распространенной проблемой стала трата на курсы личного времени (72%), а также «слишком большой объем информации для изучения за установленный срок» (49%). Каждый четвертый (23%) специалист также сообщил о технических проблемах при работе на сайте НМФО, а каждый пятый — что информация в модулях слишком сложная для комфортного обучения. Некоторые опрошенные в варианте «другое» также жаловались, что «темы ИОМ взяты с «потолка» и не встречаются в работе».

slozhnosti_iom.final.jpeg (161 KB)

Несмотря на то, что врачи, которым назначили прохождение курсов, отмечают сложности, почти 40% работодатель уже пригрозил санкциями за невыполнение этой задачи. Трети врачей (31%) руководство сказало, что санкции возможны, но без конкретики, еще 8% пригрозили уменьшением «стимулирующих». Около 2% опрошенных сказали о других санкциях — как минимум нескольким медработникам пригрозили увольнением, еще одному — непродлением сертификата по специальности.

iom_itogovyj.003.jpeg (150 KB)

В итоге, отвечая на вопрос об эффективности ИОМ, только около 5% врачей назвали курсы «полностью эффективными», а каждый пятый (18%) — «скорее эффективны». При этом половина врачей (47%) заявили, что они неэффективны, еще 28% не определились с выводом.

iom_itogovyj.004.jpeg (152 KB)

Основатель мобильного приложения «Справочник врача» Константин Хоманов уверен, что любое нововведение должно быть удобным для исполнителя, но, как показало исследование, «с этим, к сожалению, проблемы». «Отсутствие времени на ИОМ равно нулевой пользе такого обучения. Врач будет слушать лекции краем уха между приемом пациентов: о каких актуальных знаниях может идти речь», — пояснил «МВ» эксперт.

По его словам, такая система не может быть эффективной, пока врач не получит законное и оплачиваемое время для получения знаний. «Поэтому и улучшения качества медпомощи в скором времени ждать не приходится, разве что от отдельных энтузиастов, но им и не требовалось введение ИОМ, чтобы начать совершенствование своих умений», — рассуждает Хоманов.

ИОМ внедрены уже несколько лет, с момента начала работы сайта НМФО, и руководство учреждений активно призывало обучаться там, поскольку планировалось, что при прохождении аккредитации будет учитываться активность на сайте, рассказала председатель московского отделения профсоюза «Действие» Мария Губарева. Она отметила, что объем информации в модулях действительно большой, но он соответствует тому объему знаний, которым должен владеть специалист.

«С помощью ИОМ, видимо, хотели облегчить медработникам поиск необходимой информации, заменить поход в библиотеку или на лекцию. А заодно контролировать, выучил доктор урок или нет. Но кому-то такой подход удобен, а кто-то предпочитает самостоятельно изучать те же клинрекомендации на сайте Минздрава», — отметила Губарева. По ее словам, этот процесс должен быть добровольным: это личное дело врача — как и когда он будет получать необходимые знания, поскольку главное — пройти аккредитацию, «то есть подтвердить свою квалификацию и демонстрировать знание клинреков в работе».

Повышение квалификации — обязанность работодателя, и именно он должен планировать рабочее время сотрудников так, чтобы у них оставались часы для прохождения обучения, уверен экс-замминистра здравоохранения и социального развития, проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. На его взгляд, нынешняя система грозит формальным прохождением модулей и подтасовками — один человек будет проходить ИОМ за всех коллег.

«Все это формализация процесса образования и даже его дискредитация. Потому что настоящее повышение квалификации должно проходить так: врачи одной специальности (например, терапевты или хирурги) в рабочее время просматривают лекцию, а затем обсуждают полученную информацию. Все это под контролем специалиста», — объяснил эксперт. Он также отметил, что санкции главврачей за непрохождение ИОМ незаконны. «По закону врач должен пройти аккредитацию. Все остальное — это его личная инициатива и право, а не обязанность», — подчеркнул Сафонов.

В Национальной ассоциации управленцев здравоохранения (НАУЗ) введение обязательного прохождения ИОМ поддержали, однако также отметили, что работодателю необходимо «включиться» в этот процесс. «Полезны ли ИОМ для повышения квалификации, на мой взгляд, да, безусловно. Но при любых нововведениях важно не упускать этап адаптации к новым требованиям. Если действительно нагрузка на сотрудников высока, HR или ответственному менеджеру стоит организовать пространство, или составить график с выделенным временем для прохождения ИОМ, в рамках рабочего времени», — пояснила сопредседатель комитета по кадрам НАУЗ Татьяна Вавилова.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.