Треть врачей (33%) ежедневно консультируют пациентов дистанционно, еще четверть — минимум раз в неделю, следует из опроса, проведенного «Справочником врача». В исследовании, с результатами которого ознакомился «МВ», приняли участие 1354 врача-специалиста.
Половина тех, кто использует телемедицину, дистанционно консультируют пациентов и в рабочее, и в нерабочее время (56%), еще 6% — вообще только в нерабочее время. Только каждый третий специалист не использует для этой работы личное время.
Врачей попросили оценить, какую часть рабочего дня они тратят на дистанционную работу с пациентами. С учетом тех, кто вообще не использует телемедицину, в среднем на это у специалистов уходит 12% рабочего дня — то есть почти целый час. При этом 84% специалистов никогда не получали доплаты за дистанционные консультации. О «достаточной» компенсации за этот вид работы сказали только 2% опрошенных.
Врачей спросили, какие телемедицинские технологии они применяют на практике. Большинство (58%) ответили, что пользуются дистанционной консультацией с коллегой-врачом или дистанционным консилиумом, записывают пациента на прием к другому врачу 45%. Среди взаимодействия именно с пациентом на первый план вышла телефонная консультация (43%).
Только 34% врачей ответили, что никогда не используют телемедицину для консультации пациентов, еще половина (53%) консультируют дистанционно «своих» пациентов (которым ранее оказывали очную помощь), а 12% — всех пациентов.
Врачей также спросили, как именно врачи проводят такие консультации. Для подавляющего большинства тех, кто использует дистанционную связь с пациентом, — это обычный телефонный звонок (73%), на втором месте по популярности — общение в мессенджерах (например, в Telegram), еще 19% выбирают электронную почту. Только четверть опрошенных (29%) общаются с пациентами через специализированные системы — МИС медорганизации или региональную/федеральную информационную систему.
Чаще всего телемедицина помогает врачам дистанционно поддерживать пациента (отвечать на вопросы по его состоянию и назначенному лечению, 54%), а также проводить повторный прием (53%) и дистанционно продлевать рецепт (51%). Еще почти 40% считают полезным направлять пациенту информационные материалы для лучшего понимания им своего состояния, диагноза, назначенного лечения.
На вопрос, какой фактор мог бы стимулировать активнее использовать телемедицину, на первый план вышло финансовое обоснование — врачи считают, что дистанционное ведение (мониторинг) каждого пациента должно оплачиваться дополнительно (46%), а оплата телемедицинского приема должна быть такой же, как и очного (44%). Для каждого третьего специалиста (35%) мотивацией была бы возможность снизить число очных приемов.
Консультации вне рабочего времени — проблема любого врача: обращаются как пациенты, которые уже были на приеме, так и их родственники, знакомые. А в эпоху соцсетей врачу могут написать даже из другой страны и не попросить, а потребовать консультации, говорит основатель мобильного приложения «Справочник врача» Константин Хоманов. По его словам, при этом врач не может и не должен вести такие онлайн-приемы — это небезопасно с точки зрения возможного вреда пациенту, защиты персональных данных, вреда для врача в юридическом аспекте и профессионального выгорания доктора.
С рисками для врачей при таком общении с пациентами соглашается медицинский юрист, руководитель экспертно-юридической группы «Медика пруф» Артем Зуев. По его словам, в случае конфликтов с пациентом переписка в мессенджерах часто становиться юридическим доводом, что врач не соблюдал работу с персональными данными и ставил под угрозу распространение врачебной тайны. «Сейчас суды не сильно обращают на это внимание и не наказывают медицинских работников, но это пока», — пояснил он «МВ».
«Каждому врачу все следует помнить: он несет ответственность за рекомендации, предоставленные по результатам консультации дистанционной с применением технологий. Если пациенту будет дана рекомендация по WhatsApp, а ему станет хуже или он умрет, то в таком случае возможно будет усмотреть и состав преступления, и гражданскую ответственность. Во-вторых, в законе имеется ограниченный перечень объема консультаций по телемедицине: это профилактика (имеется в виду санитарно-просветительная работа), анализ жалоб и анамнеза с целью принятия решения о необходимости очной консультации. А также, если врач ведет пациента, то между очными приемами допускается наблюдение за состоянием здоровья и оценка назначенных лечебно-диагностических мероприятий. На этом все. Ни о какой коррекции лечения без очного осмотра в законе не сказано. Я в практике сталкиваюсь с тем, что врачи по видео и фото ставят в переписке диагнозы и назначают лечение, есть случаи пересылки рецептов. Все это несет серьезные риски для медработника».
Одним из вариантов решения этой проблемы юрист считает включение в стандартное информированное добровольное согласие (ИДС) согласия пациента на общение посредством мессенджеров и понимание связанных с этим рисков.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.