Новое исследование рассмотрело случаи синдрома Стивенса-Джонсона (ССД) и токсический эпидермальный некролиз (ТЭН) в странах Европы: Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Литве, Румынии, Швейцарии и Великобритании. Итоги представлены в JAMA Dermatology.
Как поясняется в статье, ССД и ТЭН представляют собой тяжелые реакции гиперчувствительности замедленного типа, спровоцированные лекарственными препаратами и связанные с высоким уровнем заболеваемости и летальности. Отличительный клинический признак – отслоение и некроз эпидермиса и слизистых оболочек, в зависимости от пораженной площади поверхности тела выделяют ССД (менее 10%), смешанный синдром (10-30%) и ТЭН (более 30%).
Первая и самая главная мера при ССД и ТЭН – выявление и немедленное прекращение воздействия спровоцировавшего препарата, пишут авторы. Еще один важный принцип – поддерживающая терапия. В отношении дополнительных методов лечения консенсуса пока не разработано.
Исследователи рассмотрели 212 пациентов, поступивших в 13 специальных центров в период 2015-2019 годов. В течение 6-недельного периода наблюдения у большинства (63,7%) развились тяжелые осложнения (септицемия, респираторные инфекции, острое повреждение почек), умерли 20,8%.
У 176 пациентов (83,0%) удалось установить препарат, спровоцировавший реакцию. Чаще всего причиной развития ССД и ТЭН становились антибиотики (21,2%), противосудорожные (18,9%), нестероидные противовоспалительные средства (11,8%), аллопуринол (11,3%) и сульфониламиды (10,4%). Среди антибиотиков самыми частыми оказались β-лактамы (44,4%), фторхинолоны (35,6%) и ванкомицин (11,1%), а среди противосудорожных – в 87,5% случаев средства с ароматической структурой (карбамазепин, фенитоин, фенобарбитал).
Варианты лечения варьировали от использования только поддерживающей терапии (38,2%) до системных глюкокортикостероидов, или ГКС (35,4%), внутривенных иммуноглобулинов, или ВВИГ (23,6%), циклоспорина (10,4%) и ингибиторов фактора некроза опухоли (3,3%). Применение циклоспорина оказалось связано с более частым увеличением пораженной площади на 20% (скорректированное отношение рисков [ОР] = 3,44) и более высоким риском инфекций (ОР = 7,16).
Системные ГКС и ВВИГ исследователи ассоциировали со сниженным риском инфекций (ОР = 0,40), и, в частности, ВВИГ – с более низким риском септицемии (ОР = 0,17). При этом значительных различий в летальности не обнаружилось.
Авторы подчеркнули различие подходов к терапии в странах Европы, в связи с чем важными инструментами станут новые испытания и реестры. Так, в одном из южнокорейских исследований главными провоцирующими препаратами были названы аллопуринол, карбамазепин и ламотриджин, в испытании из США — ко-тримоксазол, а в исследовании EuroSCAR антибиотики посчитали несущими самые низкие риски.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.