Законопроект предлагает дополнить ч.1 ст.228 Уголовного кодекса РФ примечанием о том, что медицинский или фармацевтический работник, впервые совершивший преступление, освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно сообщил об этом преступлении, активно способствовал его раскрытию и (или) расследованию, возместил ущерб или иным образом загладил причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Схожий подход не является новеллой и уже используется в УК РФ, например в ст. 127, 205, 208, 282.
Планируемый срок вступления документа в силу – июль 2019 г. В примечаниях к законопроекту дается отсылка к анализу правоприменительной практики: как правило, утрата медицинскими или фармацевтическими работниками наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров связана с недобросовестным исполнением ими служебных обязанностей и не всегда влечет за собой фактическое выбытие таких веществ в незаконный оборот.
В настоящее время освобождение от уголовной ответственности лиц, в том числе медицинских и фармацевтических работников, совершивших преступления небольшой тяжести, происходит на основании ст.75 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием» и ст.76 «Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа». Однако ст.76 введена в УК РФ только в 2016 г., в связи с чем оценить ее правоприменительный потенциал в настоящее время не представляется возможным.
Это уже вторая версия указанного законопроекта. Обсуждение документа проходило в июле 2018 г., а вступление в силу планировалось в январе 2019-го. В 2018-м благотворительные фонды направили письмо министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой и вице-премьеру Татьяне Голиковой. Общественники настаивали на полной отмене уголовной ответственности с переносом ответственности за эти нарушения в разряд административной или дисциплинарной. В августе вице-премьер поручила Министерству здравоохранения РФ доработать законопроект.
В настоящее время ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ предусмотрена ч.1. и ч.2 ст. 228 УК РФ. Первая предполагает наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб., в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы сроком до 360 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Ответственность в рамках ч.2 (деяния, совершенные из корыстных побуждений либо повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия) предусматривает штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, ограничение свободы на срок до трех лет, лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ранее о том, что врачи боятся назначать наркотические препараты из страха уголовного преследования в случае ошибки, говорила главный внештатный специалист Минздрава по паллиативной помощи Диана Невзорова и основатель фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер. «В моей практике за 20 лет работы в хосписе ситуаций, связанных с уголовным преследованием врачей из-за назначения обезболивающих препаратов, не было. Однако вижу ли я, работая с поликлиниками, что страх уголовной ответственности ограничивает врачей? Да, ограничивает. Те не особо радуются, когда на их участке появляется человек, которому нужна выписка наркотических анальгетиков», – прокомментировала для Medvestnik.ru ситуацию главный врач АНО «Самарский хоспис» Ольга Осетрова.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.