«На Западе компании стимулируют вносить детские показания в инструкции, продлевают им патентную защиту. Нам важно было бы хотя бы внести изменения в наши нормативно-правовые акты, чтобы к врачам не было претензий у правоохранительных органов. Это важно также для того, чтобы эти лекарства закупались за счет бюджетов или средств ОМС. У нас около 60 онкопрепаратов, которые по инструкции не полагаются детям. Очевидно, что спрос на эти препараты устойчивый», - рассказала Екатерина Чистякова на II Всероссийском конгрессе онкологических пациентов.
«Например, есть препарат, который применяется для сдерживания роста опухоли у детей с нейробластомой. В России это порядка 250 пациентов в год, и компании совершенно неинтересно проводить клинические исследования. В результате мы получаем отказы в закупке данных препаратов: ребенок выписывается из федерального медцентра, едет домой, а в местные органы власти препарат ему не закупают. Расходы вроде небольшие, но для семьи с больным ребенком существенные», – рассказала она.
Та же история с препаратом, который применяется в лечении детей с лимфомой. «Педиатрических показаний в инструкции нет, и мы получаем отказы региональных властей. Судимся и выигрываем, но на это может уйти 9 месяцев, а ребенок все это время нуждается в лечении. Поэтому наше предложение - отрегулировать законодательно применение препаратов не по инструкции», - сообщила представитель фонда.
По данным заведующего кафедрой гематологии и гериатрии Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессора Павла Воробьева, в педиатрической практике вне инструкции осуществляется до 80% назначений. Сейчас медицинские учреждения используют «для подстраховки» внутренние приказы, регулирующие порядок назначения препаратов «офф-лейбл». Однако в Минздраве, осознавая выше озвученные противоречия, уже предпринимались попытку данную ситуацию как-то исправить.
Был написан проект приказа «О внесении изменений в Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов» от 2012 года, который предположительно должен был вступить в силу еще в августе этого года. Планировалось, что медики смогут назначать препарат, не входящий в стандарт медицинской помощи, по решению врачебной комиссии и при наличии у пациента медицинских показаний. Однако информации о дальнейшем продвижении документа нет.
Впрочем, эксперты его критиковали. «Проект приказа предусматривает назначение препарата ВЗП (вне зарегистрированных показаний – прим. ред.) только «по жизненным показаниям». При этом определения «жизненным показаниям» не дано. Опыт показывает, что Минздрав, когда хочет, может и активированный уголь, и аспирин отнести к жизненно важным препаратам. Такой подход, конечно, глуп, поскольку есть масса примеров, когда у препарата формировалось применение ВЗП вполне не «жизнеспасительное», а потом становилось чуть ли не основным», - пояснил порталу Medvestnik.ru вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов.
При этом он уточняет, что список показаний у дженериков между собой и с оригинальными препаратами может существенно различаться. «Как такое может быть? Спросите у Минздрава. Он еще и не такое допускает. Вы думаете, что врачи станут с уважением относиться к этаким зарегистрированным показаниям. Назначение лекарств ВЗП – повседневная работа врача. Ее надо облегчать, а не затруднять. Достаточно указать на то, что назначение ВЗП должно быть обоснованным и делаться с согласия больного или его законного представителя», - полагает эксперт.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.