Медицинские вузы, по статистике последних лет, выпускают год от года все больше специалистов. Один только Первый МГМУ им. И.М. Сеченова выпустил в 2024 году больше 5 тыс. При нехватке (по последним данным) в стране около 25 тыс. врачей проблема, казалось бы, вполне решаемая. Но ситуация на рынке рекрутинга показывает, что медучреждениям-работодателям фактически не из кого выбирать: на десять врачебных вакансий приходится только семь резюме.
Еще более непростая ситуация с медсестрами: их дефицит составляет 50 тыс., крупные ссузы Москвы выпускают до 2000 специалистов в год. Но далеко не все выпускники училищ и колледжей идут работать в здравоохранение. «Потери» могут достигать 50% в некоторых случаях.
Предлагаю посмотреть на кадровый дефицит в медицине под другим ракурсом: в России главная проблема не в количестве, а в качестве специалистов.
Что такое качественная медицина? Это:
Два из трех пунктов непосредственно связаны с качеством подготовки медицинских работников: второй пункт касается их квалификации, а третий — навыков работы на современном оборудовании. К сожалению, нередко новая медтехника в российских больницах попросту пылится.
Реальная проблема в том, что медицинское образование сегодня переживает нелегкие времена. Да, поток абитуриентов в медвузы растет, но качество выпускников, по оценке работодателей, оставляет желать лучшего. Та же ситуация с ссузами. Продолжительность обучения по специальности «медицинская сестра» сократили на год, программы особых изменений не претерпели. Многие училища и колледжи продолжают учить студентов по учебникам советского времени.
Есть негосударственные образовательные организации, однако качество подготовки в них сложно проконтролировать, а нормативы по выпуску специалистов — спланировать. К примеру, системе здравоохранения нужны терапевты, а частному вузу экономически выгоднее выпускать дерматологов. Формально врачей становится больше, но реальные потребности медучреждений они никак не закрывают.
Отдельная тема — система непрерывного медицинского образования (НМО). В отечественном здравоохранении трудится больше 700 тыс. врачей и более 1,3 млн медсестер. Активно уделяют внимание профессиональному развитию только 10% врачей и 5% медсестер. Остальные медработники — тот самый капитал, который мы теряем. Не зря еще десять лет назад начался переход к системе НМО, которая предполагает, что специалист регулярно повышает свой профессиональный уровень, а не раз в пять лет, как было раньше.
Но пока система НМО дает противоположный эффект. Она не начала полноценно функционировать, а некоторые медработники до сих пор надеются, что ее отменят. В итоге за последние несколько лет нарастили активность компании, торгующие образовательными документами. Можно ввести в поисковике запрос «баллы НМО», и вы увидите, сколько разнообразных вариантов, не касающихся образования вообще, существует. И «цена вопроса» будет колебаться в пределах 1000 руб. на человека. Но разве можно обеспечить качественное обучение в медицине за такие деньги? Некоторые образовательные структуры «предоставляют материалы» для изучения. Другие не делают даже этого. Просто продают документ, который подтверждает «пройденное обучение», за 300—500 руб.
В итоге медработник часто просто покупает «корочку», а реальное обучение получает на рабочем месте от своих наставников.
Крупные частные клиники создают собственные лицензированные учебные центры, которые закрывают потребности и в формальном, и в реальном обучении. По факту же специалистов много обучают специфике работы в конкретной компании. К тому же, как правило, владельцы начинают требовать от учебного центра самоокупаемости, а иногда и прибыли, что существенно усложняет работу образовательной организации.
Для улучшения ситуации необходим комплексный подход. Особенно важны усилия со стороны госорганов, которые контролируют работу образовательных организаций, и отслеживание тех, кто занимается профанацией и продажей «корочек». Их закрытие позитивно повлияет на состояние рынка.
Но необходимо не только избавиться от негативных факторов, но также создать позитивную практику. Для вовлечения медорганизаций и их сотрудников в реальную работу над своим развитием нужны меры поддержки. На уровне государства будут актуальны субсидии на обучение медработников, а профессиональные ассоциации могут создать реестр рекомендованных (проверенных) образовательных организаций, а также проводить ревизии предлагаемых на рынке программ повышения квалификации.
Еще очень важно, чтобы руководители медучреждений включились в работу и начали заниматься мотивацией, вовлечением сотрудников в процесс их профразвития. Инструментарий для этого может быть разнообразный, но лучшее, что может быть, — это пример самих руководителей. Нередки случаи, когда главврач декларирует важность и обязательность обучения, а сам просто «получает бумажки». Это практически невозможно утаить от коллектива.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.