Он уточнил, что обращение к министерству и дискуссию представителей пациентского сообщества с ведомством вызвали клинические рекомендации: «Мы выступили с большим опасением. Мы ни в коем случае не против клинических рекомендаций, считаем это правильным направлением. Но Минздрав заявляет, что стандарты начинают терять свою актуальность. Во мне включается юрист: клинические рекомендации не являются нормативным документом. Я знаю, что если лекарство попало в стандарт, это серьезная базовая основа к его доступности. То есть мы как правозащитники ссылаемся на стандарт – это документ, зарегистрированный в Минюсте. Клинические рекомендации, при всем уважении, не нормативный документ, они разработаны просто ассоциацией профессионалов».
По мнению Юрия Жулева, теперь попадание инновационного препарата в клинические рекомендации не несет никакого обязательства государства по его доступности. «Я говорю с точки зрения гарантированного объема помощи», – уточнил он.
Эту точку зрения оспорила начальник отдела развития и внешних коммуникаций ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России Нурия Мусина: «Не совсем правильно считать, что стандарты уходят. Они становятся экономическими документами, мы даже говорим – медико-экономические стандарты. Они будут использоваться для того, чтобы просчитывать объемы медицинской помощи и затраты, чтобы потом просчитывать КСГ».
Однако Юрий Жулев отметил , что далеко не по всем нозологиям приняты стандарты, а по многим нозологиям они устарели: «Поэтому вот эти перестановки приоритетов нас пугают. Мы считаем основой стандарты. Нас пугает, что и так ни шатко ни валко шла работа над стандартами, а теперь основными становятся клинические рекомендации, а они для нас не самый главный инструмент».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.