Лидеры пациентского движения на встрече с сотрудниками Минздрава России и Росздравнадзора, которая состоялась 14 августа, рассказали о многочисленных фактах отказов в терапии. По данным общественников, только с 1 мая 2017 года на сайт Перебои.ру поступило более 350 обращений из 37 регионов, а с начала года их было около 600. «Сейчас ситуация чуть-чуть стабилизировалась, потому что практически все препараты поступили в регионы. Однако там по-прежнему нет препаратов для новых пациентов, которым они необходимы по жизненным показаниям. У нас были ответы и главврачей и Минздравов о том, что препараты закуплены только на тех, кто уже на лечении, некоторые пациенты готовы обращаться в суд», – рассказал Medvestnik.ru руководитель отдела мониторинга пациентской организации «Коалиция по готовности к лечению» ITPCru Алексей Михайлов.
Основной поток жалоб касается выдачи неполных схем лечения, отказов в выдаче препаратов, заменах схем без медицинских показаний, в том числе на препараты, которые были отменены ранее из-за плохой переносимости, выросло количество сообщений об отказах в определении уровня CD4-лимфоцитов и вирусной нагрузки. Наиболее острая ситуация в Томской и Оренбургской областях, где пациентам, нуждающимся в лечении, не назначают препараты, ссылаясь на их отсутствие.
«Нам объяснили, что когда посчитали по всем заявкам, сколько нужно денег, то оказалось, что таких денег просто нет. Там порядка 30 миллиардов. Поэтому Минздравом было принято решение закупить препараты только для тех, кто уже находится на лечении, чтобы не прерывать его. То есть для новых пациентов, в том числе, для тех, кому оно необходимо по жизненным показаниям, препараты не были закуплены», – объяснил Алексей Михайлов.
По данным Роспотребнадзора, в прошлом году антиретровирусную терапию получали 250 тысяч человек, в этом – 285 тысяч. Согласно расчетам ITPCru число пациентов, не получающих терапию, но нуждающихся в ней в настоящий момент, составляет до 500 тысяч человек. Представители Минздрава России сообщили, что они рассчитывают на дополнительные 4 млрд рублей, в дополнение к текущему бюджету на АРВ-терапию, который составляет 17,6 млрд рублей. Но лидеры пациентов уверены, что этого все равно мало. «Это слишком маленькая сумма и она в любом случае не сможет покрыть тех нужд, которые есть. Конечно, она может перекрыть какие-то ситуации, которые острыми являются, но целиком ситуацию это не исправит», – уверен Алексей Михайлов.
Минздрав собирается начать переговоры с производителями лекарственных средств о дальнейшем снижении цен. Впрочем, даже если ведомство добьется увеличения финансирования, весной 2018 года пациенты все равно столкнутся с перебоями из-за длительной процедуры проведения аукционов. Бюджет на 2018 год должен быть принят в ноябре 2017 года, что весьма маловероятно. Есть опасение, что все аукционы опять будут проведены в феврале-марте, плюс какое-то время уйдет на поставку препаратов. Ситуацию могли бы спасти локальные поставки за счет региональных бюджетов, но Минздрав признает, что не может в этом вопросе повлиять на губернаторов.
По данным, которые приводит Алексей Михайлов, сейчас финансирование выделено только в половине субъектов, в большинстве случаев эти суммы незначительны. «Поскольку у регионов не осталось даже переходящих остатков с прошлого года, которые были в этом году, проблемы снова неминуемы. Регионов, в которых хорошие региональные бюджеты на социально-значимые заболевания, можно пересчитать по пальцам одной руки: это Московская область, Санкт-Петербург, Хабаровский край. Остальные действуют по ситуации. Например, только под давлением пациентского сообщества было выделено дополнительное финансирование в Алтайском крае, Новосибирске, Оренбурге», – отметил Алексей Михайлов.
Что же касается закупок современных монопрепаратов, на отсутствие которых неоднократно сетовали представители движения, в Минздраве сослались на протоколы Всемирной организации здравоохранения, которая рекомендует начинать лечение с 1-й линии (ННИОТы). И что у центров СПИД должны быть основания для назначения дорогостоящих препаратов, в том числе из 2-й (ингибиторы протеазы) и 3-й (ингибиторы интегразы) линий. И если, к примеру, на одну и ту же сумму можно закупить монопрепараты для лечения 100 пациентов, а комбинированных лишь на 50, то закупаться будут монопрепараты.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.