Оптимизация системы здравоохранения не ведет к росту зарплат медработников

09.04.2017
00:00
Органы власти в России заявляют о постоянном росте расходов на здравоохранение. Так, по  данным Минздрава, консолидированный бюджет на здравоохранение в РФ увеличился за десятилетие с 2006 по 2016 год в 4,2 раза – с 690 млрд до 2866 млрд рублей. Однако в расчет берутся абсолютные значения, без учета инфляционных явлений, указывают эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в докладе «ЗдравоЗахоронение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии».

Согласно официальным данным об уровне инфляции, рубль с 2006 года обесценился в 2,6 раза. Таким образом, рост расходов на здравоохранения в сопоставимых ценах составил не более 60%. Однако и эти данные не отражают реального положения в отрасли.

Доля расходов на здравоохранение от ВВП в России находится сегодня на уровне 2006 года – 3,6% (что несколько ниже среднего показателя за период 2005-2017 годов, достигающего 3,7%). Таким образом, за последние 10 лет Россия не сумела увеличить расходы на эту сферу относительно объема национальной экономики и приблизиться к рекомендуемому показателю ВОЗ – 6%, констатируют в ЦЭПР.

Доля расходов на здравоохранение в России от ВВП

В большинстве развитых стран мира расходы на здравоохранение составляют более весомую долю от ВВП

Отсутствие роста расходов на здравоохранение в России относительно ВВП по сравнению с показателем десятилетней давности, их падение в реальном выражении как минимум в последние три года могло бы объяснить, почему госаппарат вынужден применять тактику увеличения зарплат медработникам в рамках исполнения «майских указов» за счет быстрого сокращения числа медучреждений и их персонала. Однако в реальности доля «оптимизированных» денег в общем объеме оплаты труда медработников незначительна, отмечают авторы доклада. Так, по данным Минздрава РФ и органов исполнительной власти субъектов, в 2014 году для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций, что составило лишь 0,5% от общего фонда оплаты труда в отрасли. При этом нагрузка на оставшийся медперсонал неуклонно растет.

В период 2014-2018 годов в ходе оптимизации планируется высвободить больше 150 млрд рублей. Но это меньше 1% ежегодного объема средств территориальных программ здравоохранения. Таким образом, сокращение числа больниц и поликлиник, медицинского персонала дает незначительный объем «лишних» средств на повышение зарплат в медицине. А значит, необходимость повышения зарплат медработникам в рамках выполнения «майских» указов не может служить оправданием для интенсивной оптимизации системы здравоохранения, резюмируют эксперты.  

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.