Наличие отдельного детского порядка ни в коей мере не снижает доступность реабилитационной помощи взрослым, говорит эксперт. Тем более что реабилитацию для взрослых и детей осуществляют различные медицинские организации. Международная классификация функционирования (МКФ) в настоящее время существует в двух вариантах – для взрослых и детей; ВОЗ проводит работу по их интеграции в одну, но работа еще не закончена. «Когда и если единая МКФ будет признана, то мы внесем изменения в приказ», – отметила Татьяна Батышева.
На днях в открытом письме главе Правительства России Дмитрию Медведеву Ассоциация социально ориентированных НКО «Все вместе» предложила не утверждать Порядок организации медицинской реабилитации детскому населению. Выставленный на общественное обсуждение законопроект необходимо кардинально переработать, считают общественники. Среди главных проблем они называют предложение проводить реабилитацию курсами и только в специализированных центрах.
Татьяна Батышева опровергает это и указывает, в частности, что в п.5 проекта порядка четко оговорено, что реабилитация осуществляется в плановой форме – амбулаторно, в дневном стационаре, в больнице под круглосуточным наблюдением. Выбор этих условий и их комбинации будет зависеть от тяжести основного заболевания, от наличия сопутствующих диагнозов, риска осложнений и много другого.
«Ранее в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденным приказом Минздрава России в марте 2018 года, было определено, что медицинская реабилитация на третьем этапе осуществляется в детских поликлиниках. Это позволяет повысить ее доступность и приблизить к месту жительства ребенка. И на этот приказ мы ссылаемся в проекте детского порядка», – заметила эксперт.
Она отметила также, что проведение реабилитации изолированно не позволит максимально задействовать компенсаторные возможности каждого ребенка. Поэтому впервые в детском порядке введено понятие межведомственного взаимодействия. Во многих регионах создаются центры социальной реабилитации, совершенствуется работа психолого-медико-педагогических центров, с которыми будут активно взаимодействовать медицинские организации. Это сделает реабилитационный процесс взаимосвязанным и пролонгированным.
Более того, поскольку очень важна роль семьи, во всех созданных реабилитационных центрах специалисты, кроме оказания медицинской реабилитации ребенку, обучают его родителей. Они показывают, как заниматься с ребенком дома, рекомендуют нужные тренажеры. Это также впервые закреплено в проекте порядка.
Впервые документ определяет, что реабилитация должна проходить не только в отделениях реанимации (далеко не все дети проходят там лечение), но и в учреждениях родовспоможения, и в специализированных отделениях.
Необходимость врача-специалиста как организатора мультдисциплинарной реабилитационной команды обуславливается особенностями заболеваний. «Как можно представить себе реабилитацию ребенка с онкологическим заболеванием без онколога или ребенка с нарушением слуха – без сурдолога-оториноларинголога? – задает вопрос главный детский реабилитолог страны. – Каждый член команды выполняет свою функцию, а врач-специалист объединяет их, предоставляя дополнительные знания об особенностях ребенка».
Лечащему врачу обязательно должны содействовать врач и инструктор по лечебной физкультуре, физиотерапевт, медицинский психолог, медсестра по массажу и, в зависимости от нозологии, в состав мультидисплинарной реабилитационной команды будут включаться другие специалисты – логопед, ортопед, уролог, педиатр, детский кардиолог и многие другие.
Проект порядка закрепляет положение о необходимости консультаций врачей-специалистов при наличии медицинских показаний у ребенка. Кроме того, делается акцент в первую очередь на персонифицированном подходе. «Всегда можно будет провести телемедицинскую консультацию с любым необходимым врачом-специалистом в соответствии с пунктом 17 проекта порядка», – указывает эксперт.
Говоря о преимущества нового порядка, Татьяна Батышева особо отметила, что цель определения реабилитационного потенциала ребенка – это не признание перспективности или бесперспективности процесса, а формирование персонифицированного подхода, что позволит достичь максимального эффекта.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.