В журнале Pediatrics описаны два клинических случая влияния COVID-19 во время беременности на здоровье новорожденных. У обоих детей после рождения получен отрицательный ПЦР-тест на инфекцию, однако в крови выявили антитела к коронавирусу и повышение маркеров воспаления и оксидативного стресса.
Мальчик родился на 32-й неделе гестации путем кесарева сечения у 21-летней впервые рожавшей женщины. Известно, что мать была практически здорова до 27-й недели беременности, когда она попала в отделение интенсивной терапии с пневмонией и мультисистемным воспалением. На основании положительного ПЦР-теста женщине поставили диагноз COVID-19. Длительный мониторинг плода патологии не выявил.
На 32-й неделе гестации мультидисциплинарной комиссией принято решение о выполнении кесарева сечения по материнским показаниям. Назначены антенатальные кортикостероиды для улучшения созревания легких. Во время родоразрешения коронавирусная инфекция у матери не определялась.
Ребенок родился с оценкой 4/7 по шкале Апгар. Сразу же были зафиксированы судорожные припадки и слабые дыхательные усилия, что потребовало интубации и вспомогательной вентиляции легких. Энцефалограмма зафиксировала частые множественные эпилептиформные разряды, соответствующие эпилептическому статусу. В связи с гипотензией и снижением систолической функции обоих желудочков на эхоКГ пациенту назначили вазопрессоры до пятого дня жизни.
Несмотря на раннее назначение сурфактанта и антибиотиков широкого спектра действия, сохранялось значительное поражение легких. Двусторонние сливающиеся уплотнения, выявленные на первичной рентгенограмме, не полностью разрешились даже после восстановления дыхательной функции к 19-му дню жизни.
Через 24 часа после рождения получен отрицательный ПЦР-тест на коронавирусную инфекцию. Однако в крови выявили IgG к COVID-19 и суммарные антитела IgG, IgM и IgA к спайковому белку. Кроме того, в крови обнаружено повышение воспалительных маркеров и цитокинов. Исследование спинномозговой жидкости на вирусы и бактерии оказалось отрицательным. Вирус герпеса и цитомегаловирус в крови не выявлены. Генетическое исследование на эпилепсию оказалось не информативно.
МРТ головного мозга на вторые сутки жизни показала кровоизлияние в верхний зародышевый матрикс и левый желудочек. Повторная МРТ в 10 недель показала разрешение кровоизлияния, но наличие тяжелой паренхиматозной атрофии. Ребенка выписали через три месяца с диагнозом «эпилепсия с сопутствующей микроцефалией». Со временем судорожные припадки прекратились, после чего противосудорожные препараты отменили.
В течение года пациента несколько раз госпитализировали в связи с отставанием в физическом развитии и респираторными инфекциями. При обследовании в 12 месяцев выявлены запрокидывание головы, гипотонус, усиление рефлексов и замедление показателей развития. В 13 месяцев мальчик вновь поступил в клинику в связи с респираторной инфекцией верхних дыхательных путей. Через три дня его обнаружили в кровати без признаков жизни. При аутопсии выявили значительное снижение массы головного мозга, объема белого вещества, увеличение желудочков, выраженный глиоз полушарий головного мозга, мозжечка и ствола мозга, а также признаки вирусного поражения мозга.
Девочка родилась на 39-й неделе гестации у впервые рожавшей 20-летней женщины. Во второй половине второго триместра беременности мать перенесла бессимптомную коронавирусную инфекцию, подтвержденную ПЦР-тестом. Впоследствии получен отрицательный тест на COVID-19.
Пренатальные исследования и УЗИ без особенностей. Несмотря на отсутствие симптомов, у женщины повторно получен положительный ПЦР-тест на коронавирусную инфекцию во время вагинального родоразрешения, осложненного хориоамнионитом. При рождении показатель по Апгар составил 4/6 баллов. После рождения ребенку потребовалось продолжительное положительное давление в дыхательных путях в связи с апноэ и антибактериальная терапия из-за предполагаемого сепсиса.
При обследовании выявили гипотонию. Исходные показатели крови без особенностей, помимо небольшого метаболического ацидоза. Через 16 часов после рождения у ребенка появились судороги, подтвержденные при продолжительной ЭЭГ. Через 24 часа после рождения получен отрицательный ПЦР-тест на COVID‑19, но IgG и суммарные IgG, IgM и IgA к спайковому белку оказались положительными. Кроме того, в крови выявили повышение маркеров воспаления и цитокинов. В спинномозговой жидкости обнаружили плеоцитоз при отсутствии вирусов и бактерий.
Исследования на врожденные нарушения обмена веществ отрицательные. МРТ головного мозга на четвертый день жизни показала распространенное ограничение диффузии с низким измеряемым коэффициентом диффузии (ADC) супратенториальных структур головного мозга, которое не затрагивало базальные ганглии и медиальную височную долю. Девочку выписали в возрасте 5 недель, однако ее много раз повторно госпитализировали в связи с судорогами и респираторными инфекциями. Повторное МРТ-исследование головного мозга в возрасте 12 недель показало прогрессирующее развитие кистозной энцефаломаляции. Обследование в возрасте 1 года выявило наличие микроцефалии и нарушение неврологического статуса, включая запрокидывание головы, гиперрефлексию, клонические судороги и значительную задержку нервно-психического развития с невозможностью перевернуться и сидеть без поддержки. Сейчас ребенок находится в хосписе.
При исследовании плаценты в обоих случаях выявлен тромбоз и реканализация сосудов ворсинок плаценты, стромальный фиброз, повышение кариорексиса стромы терминальных ворсинок. Ученые пришли к выводу, что изменения привели к выраженному нарушению кровоснабжения плода, что вызвало клинические проявления, сходные с гипоксически-ишемической энцефалопатией новорожденных. При этом во время родов отсутствовали события, которые могли вызвать такие изменения.
Спайковый гликопротеин 1 и нуклеокапсидный белок обнаружили в обеих плацентах и в головном мозге погибшего ребенка. Кроме того, в плацентах обнаружили признаки воспаления и маркеры оксидативного стресса. В обоих случаях матери перенесли COVID-19 во втором триместре беременности. Учитывая отсутствие других вероятных причин, ученые пришли к выводу, что неврологические повреждения вызваны воздействием коронавирусной инфекции. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы оценить влияние времени заражения COVID-19 в течение беременности на развитие воспалительных изменений плаценты и повреждений головного мозга.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.