На сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) опубликован клинический случай передачи вируса клещевого энцефалита через грудное молоко от непривитой инфицированной матери к ребенку.
Женщину 29 лет госпитализировали в отделение интенсивной терапии с жалобами на головную боль в области висков, ригидность затылочных мышц, мышечную слабость, лихорадку до 38,5 °С, которые беспокоили ее в течение 3—4 дней. Около недели назад пациентка отметила транзиторную лихорадку, которая длилась несколько дней. Предварительный диагноз, поставленный при поступлении, — нейроинфекция.
Со слов родственников, женщина регулярно употребляла фермерские молочные продукты и за месяц до госпитализации обнаружила укус клеща.
После госпитализации у пациентки появился периферический парез правой руки и парестезия левой. На второй день пребывания в стационаре у женщины развились генерализованные судороги, выявлено снижение периферической сатурации до 80% и ступор. При обследовании в крови и спинномозговой жидкости удалось обнаружить IgM к вирусу клещевого энцефалита.
До госпитализации женщина кормила грудью 8-месячного ребенка, включая период после появления симптомов. Через два дня после госпитализации матери у ребенка появилась лихорадка до 40 °С. Менингеальные симптомы не выявлены. IgM к вирусу клещевого энцефалита в крови и спинно-мозговой жидкости отсутствовали, в связи с чем ребенка оставили дома. Из анамнеза известно, что пациент не употреблял непастеризованные молочные продукты. Укусы клеща также не выявлены.
В течение следующих десяти дней температура у ребенка повышалась до 38 °С, родственники отметили выраженную вялость. Пациент был повторно осмотрен врачом и вернулся домой, поскольку его состояние сочли не вызывающим опасений и отнесли к прорезыванию зубов. Однако спустя еще две недели при очередном обращении в клинику в крови у ребенка выявили IgM к вирусу клещевого энцефалита.
Самый частый путь передачи вируса клещевого энцефалита — укус клеща, отмечают исследователи. Но ранее было доказано, что существует и алиментарный способ передачи вируса с непастеризованным молоком зараженных животных. Причем в этом случае инкубационный период короче, чем при укусе клеща (3—4 дня и 7—14 дней соответственно), что соответствует времени появления симптомов у ребенка. Кроме того, исследования показали, что вирус клещевого энцефалита выявляется в крови у животных на 1—5 дни болезни, а в молоке — на 2—8 дни.
Ранее случай возможной передачи клещевого энцефалита от инфицированной матери к ребенку десяти дней жизни через грудное молоко был описан в Литве. Также исследования показали возможность передачи вируса Зика во время грудного вскармливания.
Врачи отмечают, что семья проживала в эндемичном по клещевому энцефалиту районе Банска Бистрица в Словакии, где отмечен самый высокий уровень заболеваемости в стране. Мать от клещевого энцефалита не прививалась.
Ученые считают, что если путь передачи вируса клещевого энцефалита с грудным молоком удастся доказать, это значительно повлияет на подход к ведению непривитых лактирующих женщин после укусов клещей в эндемичных по заболеванию районах.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.