В журнале Annals of Internal Medicine Clinical Cases описан случай развития иммунной тромбоцитопенической пурпуры, связанной с бактериемией Capnocytophaga.
Пациентка 80 лет с гипертензией, подагрой и остеоартритом в анамнезе поступила в отделение неотложной помощи с жалобами на тошноту, рвоту и диарею. Известно, что в течение последних двух недель женщину беспокоил продуктивный кашель и одышка при физической нагрузке, прогрессирующая усталость и сильная слабость. Лечения в связи с описанными симптомами не получала.
При поступлении лихорадка не выявлена, отмечена тахикардия до 122 ударов в минуту и гипотензия до 95/55 мм рт. ст. При осмотре на нижних конечностях обнаружили петехиальную сыпь с двух сторон, не бледнеющую при надавливании.
В анализе крови выявлен лейкоцитоз до 18,4×109/л (93% гранулоцитов) и тромбоцитопения до 99×109/л. Известно, что три месяца назад количество тромбоцитов составляло 503×109/л. В связи с подозрением на сепсис легочного или желудочно-кишечного происхождения, пациентке назначили инфузионную терапию и пиперациллин-тазобактам.
Компьютерная томография брюшной полости и таза патологии не выявила, а желудочно-кишечные симптомы впоследствии улучшились без вмешательства. В тот же день была сделана КТ- ангиография грудной клетки, которая показала изменения, связанные с курением, и центрилобулярные микроузелки, которые, как считалось, были вызваны инфекционным или воспалительным процессом. Исследования на инфекционные заболевания, включая SARS-CoV-2, респираторно-синцитиальный вирус, грипп, антиген Streptococcus pneumoniae в моче, антиген Legionella pneumophila в моче, ВИЧ и серологические исследования вирусов гепатита B и C, дали отрицательные результаты.
Тромбоцитопения продолжала нарастать, достигнув 9×109/л на второй день госпитализации. Углубленное обследование выявило макроцитоз, низкий уровень железа и насыщения трансферрина, повышенный уровень ферритина. Мазок периферической крови показал тромбоцитопению без слипания тромбоцитов. Шистоциты или бласты не были обнаружены.
После консультации гематолога, с учетом непримечательных результатов исследований крови и выраженности тромбоцитопении, был установлен диагноз вторичной иммунной тромбоцитопенической пурпуры на фоне воспалительного процесса. На четвертый день после начала внутривенного введения иммуноглобулина по 1 г/кг количество тромбоцитов нормализовалось и оставалось в пределах нормы до конца ее пребывания в больнице.
На третий день госпитализации окрашивание по Граму из посевов крови, взятых при поступлении, показало тонкие веретенообразные грамотрицательные палочки в двух из четырех флаконов. Культуры в конечном итоге были идентифицированы как C. Canimorsus — грамотрицательные бактерии, которые обитают в полости рта у здоровых собак и кошек. Впоследствии пациентка вспомнила об укусе собаки в большой палец правой руки примерно за неделю до поступления.
Женщине дополнительно назначили ревакцинацию от столбняка. На фоне лечения ее состояние продолжало улучшаться. После девяти дней внутривенного введения антибиотиков пациентку перевели на пероральный прием амоксициллина и клавулановой кислоты, чтобы завершить общий 14-дневный курс антибиотикотерапии.
Авторы отметили, что иммунная тромбоцитопения, вызванная Capnocytophaga, считается диагнозом исключения, который ставят при уровне тромбоцитов менее 100×109/л, исключении других причин тромбоцитопении и улучшении уровня тромбоцитов в ответ на терапию.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.