Описан первый клинический случай трансплантации микробиоты полости рта

09.07.2024
10:18
Ученые из петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, Первого медицинского университета им. акад. И.П. Павлова и НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой описали первый случай трансплантации микробиоты полости рта шестимесячной девочке с нейробластомой. На фоне лечения отмечено изменение состава микробиоты и облегчение симптомов мукозита.

В журнале Pediatric Hematology/Oncology описан первый клинический случай трансплантации микробиоты полости рта. Донором выступила мать ребенка.

У девочки шести месяцев выявили тяжелый мукозит после проведения трех курсов химиотерапии по поводу нейробластомы 4-й стадии. Из анамнеза известно, что ребенок родился путем влагалищного родоразрешения, находится на грудном вскармливании. Вес на момент госпитализации — 9,3 кг.

В возрасте четырех месяцев у девочки выявили ретроперитонеальную нейробластому высокой степени риска 4-й стадии по международной системе стадирования нейробластом (INSS) с множественными метастазами в костях, костном мозге, легких и ретроперитонеальных лимфатических узлах и с амплификацией гена N-MYC. Ребенку назначили комбинированную терапию по протоколу NB2004-HR для пациентов из группы высокого риска, включая индукционную химиотерапию, оперативное лечение, высокодозную химиотерапию с аутологичной трансплантацией костного мозга, лучевую терапию и иммунотерапию.

Первые три курса химиотерапии осложнились мукозитом 2/3-й степени, эзофагитом 3-й степени, пищеводным кровотечением 1-й степени, анальным мукозитом 2-й степени, мальабсорбцией 3-й степени, диареей 3-й степени, тошнотой и рвотой 3-й степени, асцитом 3-й степени, гипоальбуминемией 3-й степени и мультиорганной недостаточностью 3-й степени. Кроме того, после каждого курса химиотерапии наблюдалась нейтропения 4-й степени. В связи с выраженным болевым синдромом на фоне тяжелого орального и анального мукозита, а также перианального дерматита пациентке понадобилось назначение наркотических анальгетиков (фентанила) после каждого курса химиотерапии.

Во время третьего курса химиотерапии у девочки выявили кишечную инфекцию, вызванную токсигенным штаммом C. difficile. Отмечено снижение массы тела с 9,3 до 7,4 кг, которое сопровождалось мукозитом и диспепсией, в связи с чем ребенку назначили парентеральное питание в дополнение к грудному вскармливанию. Для предотвращения и лечения мукозита использовали 0,01%-ный раствор моногидрата аммония хлорида. После третьего курса химиотерапии у девочки выявили катетер-ассоциированную инфекцию, вызванную эпидермальным стафилококком.

Учитывая тяжесть побочных эффектов, решено снизить дозу химиотерапии и провести четыре курса трансплантации оральной микробиоты от здоровой матери во время последующего лечения.

Каждый из курсов трансплантации оральной микробиоты начинался в первый день курса химиотерапии и продолжался 10 дней. Девочка ежедневно получала 13,5 мл смешанной нестимулированной донорской слюны (135 мл в течение всего курса). Во время последнего курса трансплантации продолжительностью 14 дней девочка получила 189 мл донорской слюны.

На фоне терапии отмечено постепенное изменение состава микробиоты полости рта и облегчение симптомов. После первого курса трансплантации микробиоты на фоне 4 курса химиотерапии не отмечено проявлений мукозита в ротовой полости и кишечнике, а также боли и симптомов диспепсии. Грудное вскармливание продолжалось, аппетит был сохранен и вес оставался стабильным. На шестой день после начала трансплантации микробиоты исследования кала на токсины А и В C. difficile показали отрицательный результат.

Во время 5 и 6 курса химиотерапии (2 и 3 курса трансплантации микробиоты) также не отмечено симптомов мукозита, диспепсии и боли. В связи с отсутствием набора веса во время 5 курса химиотерапии добавлено дополнительное питание, после чего в течение 10 дней вес увеличился на 150 г.

После 6 курса химиотерапии девочке выполнили полную резекцию ретроперитонеальной опухоли, правостороннюю адреналэктомию с последующей высокодозной химиотерапией (на фоне 4 курса трансплантации донорской микробиоты) и аутологичной трансплантацией гемопоэтических клеток. После аутологичной трансплантации гемопоэтических клеток выявлен оральный мукозит 1-й степени. Проявления сохранялись в течение восьми дней без признаков эзофагита и ректального мукозита.

В дальнейшем девочка перенесла лучевую терапию и пять курсов иммунотерапии. Осложнений лечения и рецидива заболевания не выявлено.

Авторы отметили, что это первый известный случай трансплантации оральной микробиоты у пациентов, получающих противоопухолевое лечение. Известны биотерапевтические методики коррекции микробиоты, основанные на переносе биоматериала от здорового донора пациенту, в том числе трансплантация фекальной микробиоты, которая уже нашла клиническое применение при инфекциях, ассоциированных с Clostridium difficile. Кроме того, представляют интерес результаты исследования трансплантации вагинального микробиома и назальной микробиоты.

Обнадеживающие результаты исследования позволяют предположить, что коррекция микробиоты полости рта пациента путем переноса оральной микробиоты от донора реципиенту может дать клинический эффект для профилактики постцитостатического мукозита.

Присоединяйтесь!

Все новости российской и мировой медицины в нашем Telegram-канале @MedicineNews.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.