МГНОТ переработало первую версию своих рекомендаций 2020 года и существенно дополнило ее, пояснил председатель организации профессор Павел Воробьев. По его словам, данные методики были апробированы врачами в различных регионах России и в ряде других стран и показали высочайшую эффективность предложенных подходов, особенно при раннем начале терапии прямыми оральными антикоагулянтами на амбулаторном этапе.
В документе, с которым ознакомился «МВ», отмечается, что, по данным разных исследований, проблемы со здоровьем на протяжении многих месяцев испытывает значительное количество людей, перенесших COVID-19. При этом единого понимания клинической картины постковидного синдрома нет, а его эпидемиология изучена недостаточно.
«Важно, что мы теперь имеем целостный согласованный взгляд специалистов на ситуацию. Это — как минимум — огромная отправная точка. Будем развивать эту тему дальше. Все случаи неэффективности связаны с внешними причинами и оцениваются нами как несущественные. Ну если больной не стал принимать указанные ему препараты и госпитализироваться, что мы можем тут поделать?» — отметил Воробьев.
В рекомендациях МГНОТ постковидный синдром описан как «клиническое состояние, возникающее спустя несколько недель после эпизода острой инфекции COVID-19, закончившейся клиническим выздоровлением и характеризующееся неспецифической неврологической симптоматикой, кожными васкулитами, иногда психическими отклонениями и нарушениями функций отдельных органов». При этом уточняется, что разделить острый COVID-19 и постковидный синдром в классификационном ракурсе, скорее всего, невозможно. |
Возможность повторного появления острой патологии пока не нашла трактовки в документе: повторное заражение, в том числе новыми штаммами, рецидив инфекции. Отдельного классифицирования требует появление симптомов, напоминающих острый процесс после введения векторных вакцин, отмечают авторы рекомендаций.
Для оценки воспалительных изменений и активации свертывания крови предлагается проводить минимальный общедоступный набор лабораторных исследований (общий анализ крови, СРБ, фибриноген и пр.). При этом отмечается, что отсутствие изменений в указанных исследованиях не отвергает диагноза «постковидный синдром».
Всем больным с тяжелым течением инфекции COVID-19 рекомендуется переливание свежезамороженной плазмы в объеме 600–900 мл два-три дня подряд. При постковидном синдроме плазмаферез «в некоторых случаях быстро устраняет имеющуюся симптоматику», говорится в документе со ссылкой на устные сообщения об эффективном применении этой процедуры при остром COVID-19 в Брянске, Тольятти, Санкт-Петербурге и других городах России. Впрочем, отмечается, что плазмаферез доступен не во всех клиниках, а в некоторых местах «его проведение встречает сопротивление со стороны отдельных врачей и администраторов».
Больным COVID-19 рекомендуется использовать специализированные продукты питания, ограничивать и медленно расширять физическую активность, дыхательную гимнастику проводить по показаниям, избегать инсоляции.
Эксперты МГНОТ предлагают также создать открытые базы данных с информацией о поствакцинальных осложнениях после прививки против коронавирусной инфекции как в остром периоде течения заболевания, так и в отдаленные сроки с системой обработки информации.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в сентябре 2020 года включила в Международную классификацию болезней МКБ-10 дополнительные коды, описывающие состояния после перенесенного COVID-19 (U08.9 «Личный анамнез COVID-19 неуточненный», U09.9 «Состояние после COVID-19», U10.9 «Мультисистемный воспалительный синдром, связанный с COVID-19 неуточненный», U12.9 «Побочные эффекты при терапевтическом применении вакцины против COVID-19 неуточненные»). В феврале 2021 года ВОЗ признала существование постоковидных проблем и опубликовала заявление профессора M.McKee о длительном течении COVID-19.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.