«Это компромиссный вариант. Однако то, что многие поправки приняты, – уже огромный прорыв», – считает член Центрального штаба ОНФ, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер. Она полагает также, что только продолжение системных изменений в сфере паллиативной помощи поможет сделать ее качественнее и доступнее каждому жителю страны независимо от места жительства, возраста и социального статуса.
Эксперт отметила, что в принятой версии документа понятие «паллиативная помощь» по-прежнему отсутствует, сохранилось – «паллиативная медицинская помощь». Однако из определения ушла фраза о том, что такая помощь включает «поддержание функций организма» (она допускала возможности толкования и могла привести к навязыванию пациенту медпомощи, в которой он не нуждается).
Согласно внесенным поправкам, если состояние пациента не позволяет ему подписать добровольное согласие, то решение об оказании ему паллиативной помощи может принимать врачебная комиссия, консилиум врачей или лечащий врач.
В тексте законопроекта так и не появилось понятие медико-социальной помощи. «Это значит, что мы по-прежнему не сможем создавать медико-социальные учреждения, где человек может сразу получить всю необходимую поддержку. Однако там говорится про необходимость взаимодействия медицинских и социальных организаций при оказании паллиативной помощи», – говорит Анна Федермессер.
В новой редакции документа закреплено право на получение помощи и оснащение нужным медоборудованием, расходными материалами и лекарствами – на дому. Убран пункт про обезболивание доступными лекарствами – он позволял использовать только те препараты, которые были доступны врачу. Теперь медорганизация по закону будет нести ответственность за то, что человека не обезболили. Впервые в законе защищено право на лечение боли, которая вызвана не только заболеванием и состоянием пациента, но и медицинскими вмешательствами.
Среди острых проблем остаются получение помощи по месту пребывания; обезболивание для детей – пока не появятся нужные формы препаратов; доступность качественной помощи в конце жизни неизлечимо больным в учреждениях социального обслуживания, местах лишения свободы, психоневрологических интернатах, а также людям с ВИЧ/СПИДом.
Сделать обезболивание сильнодействующими средствами действительно доступным для нуждающихся мешают закон «О наркотических средствах», где прописано понятие «пропаганды», и ст. 228.2 Уголовного кодекса РФ. Необходимо внести изменения в закон и добиться полной декриминализации ответственности врача.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.